Таядаовуку — Лежащий Поперек

Лев Клейн

Лев Клейн

Ровно 170 лет тому назад, в 1843 году, в штате Нью-Йорк было провозглашено создание Великого Ордена Ирокезов. Собственно, сама организация была создана тремя годами ранее, но меняла названия. Данное тоже не удержалось, было заменено на Новую Конфедерацию Ирокезов. Это было секретное братство, созданное выпускниками Академии Кайюга — учебного заведения типа гимназии. Во главе секретного общества стоял молодой юрист Льюис Генри Морган (Lewis-Henri Morgan). Члены общества присвоили себе ирокезские имена, отмечали ритуал «индеанизации», устраивали торжественные ежегодные шествия по городу в индейских костюмах писали литературные произведения в защиту индейцев. Для собраний выпросили здание храма масонов, а летом встречались вокруг костров. Это было нечто вроде игры в индейцев, но с серьезными помыслами. Члены общества считали себя ирокезами по духу, в возрождении духовных качеств индейцев — смелости, справедливости, стойкости — видели пути самоидентификации американской нации, то, что может ее сплотить. Ну, что-то вроде американской идеи — за три десятилетия до гражданской войны.

Они вовсе не были такими уж либералами (в современном стиле) — скажем, Морган и позже вовсе не благоволил к неграм. Индейцев боготворил, а негров считал неудачной расой и не хотел, чтобы они распространялись из южных штатов на Север. Но ратовал за их освобождение, полагая, что рабовладельцы искусственно поддерживают их существование.

Морган и его друзья вступились за индейцев, которых бледнолицые вытесняли с их территорий. К этому времени большинство ирокезов было удалено в Канаду. У оставшихся, народа сенека, земельная компания Ogden Land Company стремилась отобрать территорию их резервации. Компания повела переговоры с вождями племен, спаивая их и задаривая, о покупке за гроши земли племени. По обычаям индейцев, для этого требовалось единогласное решение всех вождей. Но в Конгрессе США этого не знали, и, когда компания представила подписи большинства вождей, Конгресс эту сделку утвердил. Началось выселение индейцев. Их сопротивление возглавил вождь, знавший английский, Джимми Джонсон, сын Красного Мундира.

Случайно Льюис Морган познакомился в книжной лавке с его 16-летним сыном Хасанеанда (имевшим «белое» имя Эли Паркер), заинтересовался и стал помогать отцу вести борьбу, а сыну — учиться (оплачивал учебные заведения). Из Эли Паркера вырос бригадный генерал Севера в гражданской войне и затем член команды президента Улисса Гранта (бывшего главнокомандующего северян). А Льюис Морган активной кампанией в прессе и юридическими петициями в Конгресс сумел доказать, что сделка по покупке индейской земли недействительна. Конгресс отменил свое прежнее решение, а Ogden Land Company обанкротилась.

Льюис Генри Морган

Льюис Генри Морган

Вождь Джимми Джонсон усыновил Льюиса Моргана, и он вошел в род Ястреба племени Черепахи народа сенека под именем Таядаовуку — Лежащего Поперек (имелось в виду, что он перекрыл пропасть между краснокожими и бледнолицыми).

Новые связи позволили Моргану глубоко изучать культуру индейцев. В 1851 году Морган выпустил книгу «Лига ирокезов», где описал их обряды. В том же году он женился по любви на своей кузине. У них родились сын и две дочери. Сын оказался слабоумным. Морган винил в этом себя — не нужно было жениться на близкой родственнице. Это надолго определило еще одну сферу его научных интересов- изучение семейных отношений.

В 1871 году он опубликовал работу, которая инициировала целую отрасль этнологических исследований. Работа эта представляла собой внушительный том и называлась «Системы родства и свойства в человеческой семье». В ней он собрал и систематизировал номенклатуру родства и свойства у разных народностей, преимущественно индейцев и других колониальных народов.

Суть работы Моргана в следующем. У человека бездна потенциальных родственников и свойственников. Если каждый их подвид, каждую ячейку обозначать специальным термином, то терминология оказалась бы неимоверно громоздкой. Люди выходят из этого положения, как-то сокращая номенклатуру. Морган обнаружил два типа этого сокращения. Соответственно он выявил две системы номенклатуры. Одну он назвал описательной. В ней люди обходятся лишь обозначениями элементарных родственных отношений (мать, отец, брат, сестра, муж, жена), а каждую конкретную ячейку описывают, нанизывая эти простейшие обозначения (мать жены, отец мужа сестры и т.п.). Другую систему Морган назвал классификаторской. В ней группы разных родственных ячеек объединяются под одним обозначением, если их социальная функция одна и та же. Скажем, брат матери и брат отца называются дядьями, хотя это разные родственники и у некоторых народов они носят разные обозначения (например, в древнерусском — «вуй» и «стрый»).

Классификаторскую систему Морган разбил на две подсистемы. В одной, которую он обозначил как малайскую, все сестры матери и отца называются тоже матерями, все братья матери и отца — отцами. Вторую он назвал турано-ганованской (по наименованию двух групп языков: евразийской, включающей тюрков, финнов и др., и американских индейцев). В этой все сестры матери называются матерями, все братья отца — отцами. Ирокез называет своими сыновьями и дочерьми не только своих детей, но и детей своих братьев, а детей своих сестер называет племянниками. Ирокезка же называет своими детьми не только собственных детей, но и детей своих сестер, а детей своих братьев называет племянниками.

Моргану пришла в голову важная идея: названия даны неспроста — каждая система номенклатуры отражает некоторую давнюю реальность, определенную форму брака и семьи. Затем реальность изменилась, а названия удержались. Турано-ганованская система обозначений могла сложиться только при такой семье, в которой брачные отношения действительно ей соответствовали, т.е. все братья имели общих жен, в число которых не входили их сестры, а те имели общих мужей. То есть раньше у этого народа была другая форма семьи и брака. Номенклатура часто оказывается своего рода пережитком.

Стало быть, формы семьи и брака изменялись с течением времени. Из своей идеи соответствия номенклатуры реалиям Морган сделал важный вывод: для каждого случая, когда тип номенклатуры не отвечает современным реалиям, можно установить ту форму семьи, которая ему соответствовала в прошлом и, значит, предшествовала. А найдя в нынешнем мире эту форму семьи в реальном обиходе, можно посмотреть, какая у этого народа номенклатура. Может оказаться, что она снова другая. Затем восстановить ту форму семьи, которая отвечает этой номенклатуре, и поискать реалии, соответствующие ей. Так ступенька за ступенькой построить всю шкалу. Это Морган и сделал. Он выстроил формы семьи цепочкой, связав их пережиточными системами номенклатуры. Где оказывались пробелы, заполнил интерполяцией, предположительно.

Цепочка стадий основной линии развития семьи и брака с течением времени менялась и в главном труде Моргана, 1877года, — «Родовое общество» выглядела так:

1) промискуитет, беспорядочные половые сношения;

2) кровно-родственная (consanguine) семья — брачные отношения между братьями и сестрами, но не между людьми разных поколений. На основе этой семьи образуется малайская (или гавайская) система номенклатуры;

3) семья «пуналуа» — несколько братьев имеют общих жен, но их сестры сюда не входят; несколько сестер имеют общих мужей, но их братья сюда не входят. Такую семью Морган отыскал в литературе — еще в первой половине XIX века такая семья вроде встречалась на Гавайях под названием семьи пуналуа (пуналуа на их языке значило «товарищ»). Но соответствующая этой семье номенклатура сохранялась у индейцев — это турано-ганованская система;

4) парная (pairing) или синдиасмическая (syndiasmic) семья — люди живут уже парами, «но без исключительного сожительства», т.е. половые сношения вне пары не запретны. Так жили индейцы;

5) патриархальная семья — глава семьи — мужчина, он обладает несколькими женами (полигамия), а молодые и зависимые мужчины имеют по одной жене или вовсе их не имеют. Эта семья описана в Библии и господствует у арабов;

6) моногамная семья — люди живут парами «при исключительном сожительстве» и господстве мужчины. Эта семья господствует у европейцев. Ей соответствует описательная номенклатура.

Против моргановской концепции эволюции семьи выступили многие, отвергая основное положение — о соответствии наименований родства древней реальности: это просто символические термины, метафоры-вроде наименования католических безбрачных священников «отцами». А сейчас накопилось немало фактов, разрушительных для концепции. Промискуитет трудно предполагать в начале развития, потому что его нет у высших обезьян. Кровно-родственная семья и по Моргану не сохранилась в реальности, это его гипотеза — форма семьи выведена из системы родства. Малайская (гавайская) система, из которой она выведена, бытует у семьи не ранней, не примитивной, как надо бы по месту на шкале, а у очень поздней, которая знаменует уже распад первобытных отношений. Пуналуа — тоже домысел, из неправильной трактовки наблюдений. Словом, вся ранняя часть схемы рушится. Но поздняя остается и сейчас. Остается главное: формы семьи не вечны, они менялись под влиянием разных социальных факторов.

Маркс и Энгельс читали Моргана и нашли у него поддержку своих идей о раннем коммунизме. Это сделало Моргана марксистской иконой в советское время. Под его влиянием и классики марксизма писали, что в коммунистическом будущем семья не останется в старом виде, а изменится. Консервативные толкователи марксизма объясняли это так: классики имели в виду, что идейное содержание семьи изменится, а форма останется, разумеется, прежней. Да нет, классики не делали никаких оговорок насчет формы и содержания. Да ведь и коммунизма ждать не приходится: семья изменяется ныне, она уже сегодня совсем не та, что была еще не так давно. Изменились семейные роли женщин и мужчин, отделилось третье поколение, «одинокая мать» стала значительной категорией и т.д.

Первым на то, что семья изменчива, указал Таядоавуку — Лежащий Поперек. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , ,

 

5 комментариев

  • Спасибо, Лев Самуилович, очень интересно. В старых университетских курсах которые довелось приобрести, когда речь шла об истории первобытного общества, обязательно были ссылки на Моргана.

  • Steblya Kamenskaya:

    Лев Самуилович, а можно ссылки на какую-нибудь современную работу о Моргане? (можно на английском). Потому что забодало видеть у коллег-филологов на полном серьёзе рассуждения о том, что сказки и былины отражают пережитки кровно-родственного брака.

    Заранее благодарю.

  • ЛСК:

    Отвечаю г-же Стебля-Каменской.

    Moses, Daniel Noah. 2009. The Promise of Progress: The Life and Work of Lewis Henry Morgan. Columbia: University of Missouri Press.

    Stern, Bernhard J. «Lewis Henry Morgan Today; An Appraisal of His Scientific Contributions,» Science & Society, vol. 10, no. 2 (Spring 1946), pp. 172-176.

    Trautmann, Thomas R. 1987 Lewis Henry Morgan and the invention of kinship. (не помню места издания, простите. Но это тот же автор, который изучал библиотеку Моргана).

    Fortes Meyer 1970 Kinship and the social order : the legacy of Lewis Henry Morgan. London : Routledge & Kegan Paul, IX, 347 p.

    Кроме того подробная статья в британской версии Википедии (гораздо подробнее, чем в русской).

  • Steblya Kamenskaya:

    Для ЛСК: спасибо!

    ЗЫ: а куда делась кнопочка «ответить»?

    • Древовидную структуру пришлось запретить из-за того, что она стала глючить в одной статье — из-за очень большого числа комментариев — там где спорили про «черных археологов» у ЛСК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com