ЕГЭ как обряд инициации

Результаты ЕГЭ по биологии в этом году, с одной стороны, должны порадовать: с частью С справились многие выпускники, больше, чем в прошлом году. В Москве экспертам чаще приходилось проверять два исписанных листа с самыми сложными заданиями вместо одного. Это плюс. С другой стороны, если разобраться в нюансах, оптимизма убавляется.

Не учитываем скандал с выложенными заполненными заданиями частей А и В, это повторяется из года и год. Относительно новым явлением можно считать ощутимое количество работ (по опросам нескольких экспертов – около 10%), когда задания части С слово в слово совпадали с эталоном, который выдается на руки только экспертам и только на время проверки.

Самое интересное, что этих эталонов в школах нет и не может быть в принципе, т.е. утечка происходит уже на более высоком уровне. Когда сами эксперты замечали полное, до запятых, соответствие с выданным им эталонным текстом, они задавали вопросы руководителю – как поступать, кому сообщать о списывании? На что получали простой ответ: это не в вашей компетенции, ваше дело – проверять. Раз всё отвечено верно – ставьте максимальный балл, остальное вас не касается.

Понятно, что в хороших результатах ЕГЭ заинтересованы и ученики, у которых от этого зависит дальнейшая судьба, и учителя, ведь для их итоговой аттестации чрезвычайно важна результативность их учеников по итогам ЕГЭ. Поэтому и те, и другие будут придумывать всё более изощренные способы обмана системы. А страдают при этом люди, которые пытаются честно учить и так же честно сдавать, они уже заранее проиграли гонку за баллами.

А баллы эти ой как важны. Например, в моей alma mater – Военно-медицинской академии, как и во многих других вузах, существует профильный предмет, результаты ЕГЭ по которому дают право преимущественного поступления. В этом году такой предмет – химия. Написать его самостоятельно, как показывает многолетняя практика, можно на 75-80 баллов, при условии, что ученика будут специально натаскивать. А «утекший» эталон даст возможность получить 95-100 баллов, соответственно, поступит именно этот абитуриент, а не тот, кто учил и реально что-то знает.

Впрочем, результаты проверки ЕГЭ части С по биологии дают пищу и для других размышлений. По-прежнему, несмотря на все утечки, сообщества в соцсетях и высокотехнологичные шпаргалки, выпускники выдают совершенно потрясающие перлы. Вот некоторые из них:

«К основным свойствам живого организма можно отнести изменяемость и приспособляемость»

«Вирусы отличаются от бактерий наличием четкой программы действий»

«ДНК состоит из 20 незаменяемых аминокислот»

«Ферменты расщепляют белки до жиров и углеводов с выделением энергии»

«Двигающаяся сила эволюции»

«Иммунитет предназначен для уничтожения бактерий, грибов и лишайников»

«Ореол обитания»

«Изменчивость записывается в ДНК и передается от поколения к поколению»

«В процессе фотосинтеза растения вдыхают углекислый газ, а выдыхают глюкозу»

«Фотосинтез – процесс образования питательных веществ из солнечного света»

«Кванты света превращаются в глюкозу»

«Мембрана отделяет клетку от неклетки»

«Клетки запасают энергию по ночам»

«Белки бывают ферментами и протеинами»

Примечательно, что большинство перлов – из-за неумения правильно формулировать свои мысли. Причем в ходе традиционного устного экзамена это можно было бы легко выяснить. Например, «клетка» и «неклетка» – прекрасные философские понятия, а вирусы действительно запрограммированы на определенную последовательность действий, в отличие от тех же бактерий, у которых выбор будет побольше. Точно так же, как среди белков действительно есть ферменты (хотя они есть и среди протеинов, эти два понятия нельзя связывать союзом «и»), изменчивость действительно бывает наследственной. Но что написано черным гелевым пером в бланке ЕГЭ, то уже не вырубишь никаким топором, здесь не учитывается, что выпускник имел в виду, что он перепутал, а где просто описался.

По большому счету, ЕГЭ превращается в своеобразный обряд инициации. Сумел выкрутиться и обойти систему – молодец, ты «понял жизнь», ты готов к российским реалиям, тебе открыта дорога в лучшие вузы, у тебя преимущество перед теми, кто инициацию не прошел, а наивно пытался играть по правилам. Если именно эта задумка лежала в основе ЕГЭ, то она определенно удалась. 

Подписаться
Уведомление о
guest

7 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Виктор
Виктор
10 года (лет) назад

>> Точно так же, как среди белков действительно есть ферменты
>> (хотя они есть и среди протеинов, эти два понятия нельзя
>> связывать союзом «и»)

Что за невероятная чушь??? Белки и есть протеины! Безо всяких союзов “и” !!!
И если говорить о ферментах, то они могут быть не только белками, но и РНК.

Алексей
Алексей
10 года (лет) назад

Про ферменты – именно это и сказано, что фермент белок. Точно так же, как любой протеин – белок, но далеко не каждый белок – протеин, вспоминаем биохимию.

Максим Борисов
ТрВ
10 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей

Протеин (protein – белок) – синоним белка. Как Вы переведете “белок” назад на английский? Хотя в некоторых сочетаниях действительно пишется исключительно “протеин”, но никогда белок. Но это скорее “из жизни слов”.

Алексей
Алексей
10 года (лет) назад

Дополнение к предыдущему комментарию, знак “неравно” почему-то не прошел. Конец первого предложения звучит так: фермент НЕРАВНО белок.

Алексей
Алексей
10 года (лет) назад

А причем здесь английский, если речь идет о биохимии? И о том, что белки – с точки зрения биохимии – бывают протеинами и протеидами. Но раз уж заговорили об инглише, то и в нем есть protein и proteid. Поэтому перевод будет сильно зависеть от того, о каком конкретном белке будет идти речь.

Виктор Сорокин
Виктор Сорокин
10 года (лет) назад

“По большому счету, ЕГЭ превращается в своеобразный обряд инициации. Сумел выкрутиться и обойти систему — молодец, ты «понял жизнь», ты готов к российским реалиям, тебе открыта дорога в лучшие вузы, у тебя преимущество перед теми, кто инициацию не прошел, а наивно пытался играть по правилам. Если именно эта задумка лежала в основе ЕГЭ, то она определенно удалась.”

К сожалению, мне уже давно кажется, что наше образование (ещё в СССР) имело – для многих – характер самого настоящего обряда инициации. Не в переносном, а в самом прямом “дикарском” (не в обиду соответсвующим народам будь сказано) смысле.
Как “дикарская” инициация – иногда кратковременная, иногда и долговременная – представляла некий переход человека из статуса “несовершенного” в статус “совершенный”, в котором человек и становился полноправным, и – немаловажно – получал “настоящие” знания, так и наше образование переводит человека из статуса “подросткового”, “молодёжного”, в общем – несовершенного, в статус “совешенный”. Где его – увы! – и “учат жизни”. Даже и в плане знаний.
А то, “чему в школе учили”, от морали до физики, то можно забыть-наплевать.

Сейчас ужасаемся, что треть россиян верит, что Солнце вращается вокруг Земли. Но ведь ещё при СССР “образованные” горазды были – и в большом числе – верить и в “заряженную воду”, и в бабушку Вангу…

trackback
10 года (лет) назад

[…] Источник: газета «Троицкий вариант» […]

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...