Шанс для Марса

Основатель Марсианского общества Роберт Зубрин в гостях у Team Russia. Фото: MDRS Team Russia

20 апреля, в день начала работы нашего российского экипажа на Марсианской пустынной исследовательской станции, нас посетил с приветственным визитом президент Марсианского общества и в прошлом аэрокосмический инженер Роберт Зубрин (Robert Zubrin). После интересной беседы он подарил каждому из нас по экземпляру нового издания (2011) книги “The Case for Mars”, написанной в соавторстве с космическим журналистом Ричардом Вагнером (Richard Wagner).

Книга, написанная и изданная в США в 1996 году, разошлась большим тиражом, положив начало созданию Марсианского общества в 1998 году. И это не случайно, ведь “Тhе Case for Mars” содержит в себе готовый план по первой пилотируемой экспедиции на Марс (под названием “Mars Direct”) и рекомендации по исследованию и освоению Красной планеты человеком. В 1996-1998 годах Зубрин с единомышленниками были уверены, что человечество уже готово к полетам на Марс больше чем за 30 лет до этого к полетам на Луну. Но их инициатива не нашла поддержки. В новом издании “The Case for Mars” человечеству дается второй шанс. Несмотря на некоторый застой в космической отрасли, прошедшее десятилетие было ознаменовано несколькими успешными автоматическими миссиями на Марс. У ученых и инженеров появились дополнительные данные о Красной планете.

­

На русский язык книга была переведена в начале нулевых, но до опубликования дело так и не дошло.

Найти аналогию книги Зубрина в современной русскоязычной литературе, пожалуй, нельзя. За последние 20 лет научно-популярные книги о космонавтике (не учебники, которые редко, но издавались) у нас выходили в основном в стиле мемуаров. К исключениям можно отнести книгу «Запасная планета» С.А. Красносельского – о попытке оценки возможности терраформирования Венеры, и не изданную книгу С.О. Хохлова «Экзамен на разумность» – о перспективах колонизации Марса (есть в Сети).

Так сложилось, что научно-популярные книги по астрономии, пусть и небольшими тиражами, но выходят, а по космонавтике почти нет. Возможно, дело в отсутствии авторов или мотивации. К счастью, благодаря таким библиотечным сетевым проектам, как «Эпизоды космонавтики» [1], читателям доступны книги П.В. Маковецкого, А.А. Штернфельда [2], В.И. Левантовского, П.В. Клушанцева и др.

Возможно, для того, чтобы возродить интерес к космонавтике, следует вспомнить советских классиков и начать переводить и издавать современных западных космических авторов. Книга Роберта Зубрина “The Case for Mars”, на мой взгляд, достойна проложить дорогу подобной научно-популярной литературе к российскому читателю. Кстати, она была успешно издана в Польше тиражом 10 тыс. экземпляров.

О чем же написали книгу Роберт Зубрин и Ричард Вагнер?

Это план того, как человек может расширить свой ареал обитания, сделать из Марса вторую Землю. Не сразу, а путем последовательных шагов. Первый шаг – это “Mars Direct”, программа пилотируемого исследования Красной планеты.

Предложенный автором план расписан по годам. Ракетой, способной обеспечить реальность миссии, Зубрин назвал Ares (так называлась серия ракет, разрабатываемых по заказу NASA, но закрытая Обамой вместе с программой «Созвездие», которая предусматривала возвращение на Луну), наследника программы «Сатурн-5». Уже в августе 2020 года к Марсу может стартовать первый беспилотный корабль, несущий на своем борту необходимые запасы оборудования и припасов. В октябре 2022 года по плану стартует корабль с экипажем на борту (Зубрин предложил дать ему имя «Бигль», в честь корабля, на котором Чарльз Дарвин  cовершил свое кругосветное путешествие). Через 180 дней полета первый человек шагнет на поверхность Марса.

Экипажи первых экспедиций предложено формировать из четырех космонавтов: двух инженеров и двух ученых. Как выразился Зубрин, нужны два «Скотти» и два «Спока», отсылая читателей к киносаге «Звездный путь». Но при этом предполагаются смешанные экипажи: двое мужчин и две женщины. По мнению автора, от первых миссий требуются прежде всего две вещи – максимальный научный результат (столь дорогие проекты должны иметь заметный научный выход, поэтому нужны ученые) и безопасность (для этого нужны инженеры). А другие необходимые навыки и знания (пилотирование, медицинское обеспечение и т.д.) экипаж сможет получить во время подготовки к экспедиции и в полете.

Еще до прибытия космонавтов на Марсе в автоматическом режиме начнет работу небольшой химический завод, который, используя углекислый газ из атмосферы и привезенный на корабле водород, с помощью реакции Сабатье и электролиза изготовит необходимое количество топлива (метана) и окислителя (кислорода) для возвращения на Землю. Благодаря этому значительно уменьшается необходимая масса грузов, которые надо будет доставить с Земли. При этом, для безопасности, экипаж стартует к Марсу только после того, как автоматический завод изготовит необходимый объем топлива.

В книге есть предложения по всем основным вопросам деятельности на Марсе: навигации, календарю, способам передвижения, добычи строительных материалов и т.д.

Можно сказать, что Зубрин в книге заложил технологический базис освоения Красной планеты. Но он не забыл и многое другое, что пока преграждает человечеству путь на Марс. Это и политическая обстановка, и страхи, и заблуждения. Например, автор критикует популярную в США стратегию «На Марс через Луну», указывая, что представление об экономии от добычи и производства части компонентов для экспедиций на Марс на Луне ошибочно. Неэффективна эта стратегия и с точки зрения баллистики. Да, Луну нужно исследовать и использовать ее как базу для телескопов, но если мы хотим лететь на Марс, то нужно лететь на Марс.

Еще одно заблуждение, по мнению Зубрина, – о необходимости подготовки экипажей на Луне для последующих экспедиций на Марс. Перепад дневных и ночных температур, наличие атмосферы, разница в силе тяжести, продолжительность дня – всё это указывает, что разумнее тренировать марсонавтов на Земле (в арктических и пустынных районах).

Развеивает Зубрин и страхи относительно опасности при полете к Марсу и во время работы на поверхности. Уже после переиздания книги были получены новые данные, свидетельствующие о том, что оценки радиационной опасности в межпланетном пространстве и метеоритной опасности на Марсе ранее были завышены. Хотя, конечно, вопрос защиты от радиации по-прежнему остается одним из главных.

Книга будет интересна многим: космическим романтикам, инженерам, студентам и просто любознательным читателям – всем людям, для которых история человечества еще не завершена и в ней есть место подвигу и дороге к новым рубежам.

Сам Роберт Зубрин написал во вступлении: «Освоение человеком Марса не является задачей только для следующих поколений. Это и наше дело. Мы считаем, что в наших силах создать новый мир. Давайте сделаем это».

1. http://epizodsspace.no-ip.org

2. См. Амнуэль Павел. Per aspera ad astra.

ТрВ-Наука № 30, 09.06.2009 http://trv-science.ru/2009/06/09/per-aspera-ad-astra