«Я начал заниматься выборами не для того, чтобы с кем-то бороться. Поверьте мне, в том положении, в котором находится сейчас Академия, пост президента совсем не намазан медом. Это тяжелейшая и ответственейшая работа», — отметил академик Владимир Фортов, представляя журналистам 15 мая 2013 года свою предвыборную программу на выборах в президенты РАН. Интерес к этой встрече был подогрет еще и тем, что накануне, 14 мая, нынешний глава РАН Юрий Осипов снял свою кандидатуру с выборов, и неожиданно для многих Президиум РАН поддержал кандидатуру Владимира Фортова. Его имя будет значиться первым в избирательных бюллетенях на выборах 29 мая на Общем собрании РАН.
В самом начале общения с журналистами Фортов рассказал о себе, напомнив, что родился в подмосковном Ногинске в семье учительницы истории и подполковника ВВС (23 января 1946 года. — Ред.). Затем была учеба в одном из лучших вузов страны. «Физтех сыграл очень большую роль в моей судьбе. Система Физтеха построена на том, что люди со 2-го курса включаются в самую настоящую научную работу». Студентом он присутствовал при подземных ядерных взрывах, а его дипломная работа была закрытой и посвящена созданию ядерных ракетных двигателей, о которых сейчас говорят, обсуждая возможность полетов на Марс и другие планеты. «Нам читали лекции совершенно потрясающие люди, которые составляют славу нашей науки: С.П. Королев, М.В. Келдыш, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, В.Л. Гинзбург».
«Я убежден, что система Физтеха является наилучшей, поскольку она дает возможность рано приобщиться к научной работе, дает формат студентам не из учебников, которые пишут люди, которые сами не ведут исследований, а из первых рук тех людей, которые своими поступками и делами делают современную науку. Я считаю, что Физтеховская система является в этом смысле оптимальной и ее надо развивать», — отметил Владимир Фортов.
С теплотой академик также вспомнил работу в Институте химической физики АН СССР под управлением Н.Н. Семенова, лауреата Нобелевской премии, куда он попал в 1971 году после аспирантуры Физтеха: «Там была создана совершенно фантастическая атмосфера творчества, свободы». С 1976 года ученый работает в Институте высоких температур, в котором он теперь директор, а в Институте проблем химической физики он — по совместительству завотделом экстремальных состояний вещества. «Фактически всю свою жизнь я проработал в системе Академии наук. Я попробовал в своей жизни много разных мест, я работал на кафедре Физтеха, в прикладных институтах … и я могу сравнить. Считаю, что академическая система, в том виде, в каком она была задумана и сконструирована в России, является наилучшей из всех систем, которые могут быть использованы для проведения фундаментальных исследований», — заметил он.
Кандидат в президенты РАН выразил уверенность, что современная страна не может развиваться на основе экспорта сырья, а только на основе развития новых технологий. И без Академии наук Россия не может двигаться по этому пути. Именно в развитии инноваций Фортов видит полезность Академии наук. «РАН должна стать нужной стране», — подчеркнул он.
По мнению Фортова, в Академии наук необходимо «заниматься не только кадрами, хотя кадры — это самое главное, а заниматься еще и приборами и оборудованием». Одно из предвыборных предложений академика — развернуть в России сектор научного приборостроения. «Сегодня рынок научного приборостроения превосходит рынок вооружений в 2-3 раза. Он очень большой, емкий, он все время растет».
Фортов посетовал, что за последние годы был растерян потенциал прикладной науки, накопленной в советские годы. Он отметил, что на науку в России идут огромные деньги, в том числе на Сколково и другие институции, и лишь небольшая часть попадает в Академию наук. Кандидат в президенты РАН считает, что это можно объяснить не только внешними причинами, но и собственной инертностью и нежеланием Академии бороться за необходимое финансирование. «Мы не должны уклоняться от диалога с обществом», — заметил Владимир Фортов. Кроме того, он признал, что многие проблемы Академии наук порождены ею самой и главная проблема — это бюрократизм. Ученым приходится тратить 40-50% своего времени на заполнение ненужных бумаг. Именно из-за бюрократии, по мнению академика, уехали из России Андрей Гейм и Константин Новоселов.
В 1987 году Владимира Евгеньевича избрали в член-корры, а в 1991 году он стал академиком по Отделению энергетики. О том, как в 1993 году Фортов стал председателем РФФИ, можно прочитать в интервью с Борисом Салтыковым, в котором тот рассказал, как они три дня уговаривали ученого занять эту должность: «Мы надеялись, что Фортов справится с руководством Фонда, и надежды эти он оправдал» [1]. Отвечая на вопрос о новом Постановлении правительства о выдаче грантов со стороны международных организаций (см. статью А. Цатуряна на стр. 3), академик сказал, что пока он вел машину, направляясь на пресс-конференцию, он услышал дельную программу на «Эхе» про это, тут же позвонил зам. министра образования и науки, но постановления сам еще не читал, его суть комментировать не готов. Фортов отметил, что на 90% Академия наук не визировала этот документ, и он не очень пока понимает, зачем это постановление нужно, ведь вопросами секретности в Академии занимаются комиссии по экспортному контролю.
Отвечая на вопрос о том, как он будет выстраивать отношения с Министерством образования и науки, Фортов сказал, что не хотел бы педалировать тему конфликта между РАН и МОНом. «Нам не уйти от обсуждения моделей поведения и отстаивания точек зрения, но я убежден, что правильные аргументы будут правильно восприняты. Я знаю Ливанова давно, мы знакомы лет 20-30, там есть сильные стороны. Я — сторонник диалога … и того, чтобы находить общие точки зрения. Пока мне это удавалось. Когда пытаешься понять оппонента, то всегда находится способ договориться».
В то же время Владимир Фортов отметил, что те принципы, которые лежат в основе Академии наук, трогать нельзя. «Если РАН потеряет самоуправление, то на ней можно поставить крест в течение полугода, — считает академик. — И ученые будут сидеть в приемной какого-нибудь начальника департамента сутками, чтобы получить свою бумажку. Академия наук должна насмерть стоять по базисным принципам, их не так много, но они проверены временем».
Реагируя на вопросы о недвижимости РАН, кандидат в президенты Академии отметил, что этот вопрос для журналистов своего рода «клубничка». Фортов сказал, что собственность РАН должна служить Академии. Он несколько раз повторил, что имущество, земли РАН не являются собственностью Академии, а переданы ей государством в оперативное управление за заслуги перед страной.
На мой вопрос об «Академинторге», о возможных злоупотреблениях которого при покупке дорогостоящего научного оборудования писала наша газета [2], Фортов ответил, что «надо будет разбираться, смотреть, что там так, что там не так», и добавил: «Я, откровенно говоря, как экспериментатор не очень понимаю эту систему организации [закупок]». Владимир Евгеньевич рассказал, что в Германии подобными закупками занимаются частные фирмы, не входящие в то же Общество Макса Планка, и делают это очень быстро и по минимальным ценам. «Хорошо, чтобы так это было и у нас. Но для этого нужен анализ».
С программой Фортова «Основные направления развития Российской академии наук» можно ознакомиться и на сайте Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН. Академик заметил, что эта программа всё время меняется, в нее вносятся поправки и уточнения на основе тех замечаний и пожеланий, которые приходят от ученых [3].
В.Е. отметил, что является сторонником тезиса «не более двух сроков» пребывания на высших постах в Академии наук, начиная от позиций академика-секретаря отделения до президента РАН. Такая ротация кадров позволит избежать злоупотреблений. Вместе с тем на вопрос о том, что он думает о введении возрастного ценза в 70 лет, 67-летний Фортов ответил, что Академия упустила время и теперь есть проблема с поиском руководящих кадров из-за демографической «ямы». Он также считает, что прежде чем говорить о введении возрастной планки, нужно продумать систему пенсий для членов Академии. Он полагает, что здесь нужно учесть опыт Украины, где академикам, уходящим на пенсию, выплачивают 70% их зарплаты.
«Хороший Фортов мужик, но ведь сожрут же», — сказал один научный журналист после пресс-конференции. Коллеги тут же заспорили, сожрут или нет и получится ли у Фортова сделать что-то или такие огромные структуры, как РАН, нереформируемы.
P.S. Уже после завершения пресс-конференции, когда академик Фортов спешил к машине, я его спросила, когда будет удобно поговорить об истории создания РФФИ; мы уже давно обсуждаем, что хорошо бы об этом поговорить, но как-то не складывалось. Владимир Евгеньевич улыбнулся и сказал, что теперь — только после выборов. А потом вдруг добавил: «А мне очень нравится ваша газета. Она — во!» — и показал жест одобрения — большой палец вверх. Жалко, что никто из фотокорреспондентов не сделал в этот момент фотографии, был бы очень удачный кадр. Я спросила: «А можно Вас процитировать, или лучше не надо?». Он удивился: «Конечно, можно». Я пояснила: «А то мы стараемся помогать Академии, работать на ее будущее, но нас порой считают ее врагами» (не стала ему говорить, что с некоторых пор газету перестали пускать на Общие собрания РАН и коллеги из других изданий даже сердились, что из-за нас запретили привоз любых СМИ в «Золотые мозги», потом режим стал менее строгим, но ТрВ-Наука на Общие собрания по-прежнему доступ запрещен). «Вы делаете важное и хорошее дело», — сказал Фортов. Не скрою, такие слова было приятно слышать, и надеюсь, что это было сказано не только из-за выборов. На пресс-конференции академик признал, что ситуация с пиаром Академии полностью провалена и ее нужно менять, в том числе и за счет внебюджетных средств РАН.
1. Борис Салтыков: «Руководить наукой должен ученый-менеджер». ТрВ-Наука, № 85, 16 августа 2011 года. http://trv-science.ru/2011/08/16/boris-saltykov-rukovodit-naukoj-dolzhen-uchenyj-menedzher/
2. http://trv-science.ru/tag/akademintorg/
«Если РАН потеряет самоуправление, то на ней можно поставить крест в течение полугода, — считает академик. — И ученые будут сидеть в приемной какого-нибудь начальника департамента сутками, чтобы получить свою бумажку. Академия наук должна насмерть стоять по базисным принципам, их не так много, но они проверены временем».
Что-то я не понял. Какое самоуправление? Каким временем проверено? Это при государе-императоре было самоуправление? Или при коммунистах? Как-то смешно. Самоуправление акккурат пришло с развалом СССР и падением коммунистического режима. А как раз за этот период самоуправления академии хвастаться особо нечем. Хотя я понимаю, что за базисный принцип — не отчитываться ни перед кем ни снизу ни сверху, академия будет стоять насмерть. Таких базовых принципов действительно немного. Но много ли надо для счастья?
Странный товарищ, этот Фортов. Не вызывает никакого оптимизма если он станет президентом РАН. Видимо он вопронимает РАН как колхоз, где-то нужно просто расставить больше корыт (оборудования), чтобы ученые с этого кормились.
Ой, ты посмотри, какой пиар сладенький…для Тв даже как-то странно читать..
1. Фортов, который был министром ничего не смог сделать для науки в прошлый раз в 1992-м (самая жуть была), не сделает и сейчас.
2. До науки ему никакого дела нет. Иначе, будучи одним из «генералов», он итак вполне мог бы заниматься ее обустройством уже сейчас. Чего же он ждал? Когда выберут? А если не выберут, так забить на нее и уехать в кругосветку! Вот вам и вся его характеристика. Сначала ему ДОЛЖНЫ ДАТЬ, а он уж посмотрит..
3. В это самое время тысячи ученых не могут прокормить семью. Каждый месяц, который Фортов ждет выборов, отлично ублажая свое пищевариение, доктор наук в РАН кое как тянет 1-2 недели, чтобы хватило 24 тыс. руб.
А ему говорят, ну погоди, ждал же 20 лет, погоди еще полгода, вот прийдет какой-то там Фортов, и все наладит. Ага-ага…ждемс…работая таксистами..
4. Смешна реакция Фортова на запрет получения грантов из-за рубежа. Судя по всему он и был его автором. А теперь делает удивленное лицо. Во всяком случае возражений с его стороны нет…
Ну а «отличных мужиков» итак полно — они все отличные за пивом. Только работать честно не будут и не умеют, как и сам Фортов, который за всю жизнь никогда «сам! не работал, а в институте, где он директором главный принцип — лишь бы скомандовать чтонть..и полное рабовладельческое, а никакое не творческое общество!
И не нужно тут наводить тень на плетень своей сладенькой лестью в адрес очередного научного Брежнева, действия которого ясны заранее и ничего хорошего не принесут.
И еще…так достали уже эти «секретные» физики, деятельность которых никто никогда не видел. И все звания им присуждаются из КГБ генералами. И вот такой фрукт сейчас засучит рукава и понесется…
Экспериментатор, блин…очередной..
Занятное интервью с точки зрения судеб украинской академической науки. Ведь в Украине любят, устами 94-х летнего президента НАНУ, РАН, видят в ней образец для подражания и следования. Посмотрим…
Однако удивляет то, что в качестве положительного примера приводится необходимость учета опыта Украины, «где академикам, уходящим на пенсию, выплачивают 70% их зарплаты». Удивляет полная, мягко говоря, неинформированность о реальной ситуации с украинскими бессмертными, о безответной любви к ним украинского государства.
Информирую.
1) Чисто эмпирическое утверждение, то есть проверяемое. Нет ни одного украинского академика, который бы ушел на пенсию. Даже находясь в коме, они не уходят. Это верно для всех украинских государственных академий, насчитывающих более 1000 полных и частичных членов.
2) Чисто правовое утверждение. Согласно украинскому пенсионному законодательству, существуют так называемые научные пенсии. Их размер действительно 70% (по старому законодательству было 80%) от зарплаты на последней должности.
В исключительно редких случаях, когда академик в силу физических обстоятельств уже не может с помощью секретарши и ученого секретаря дойти от кабинета до шофера персональной машины, его переводят в почетного директора, советника дирекции или главного научного сотрудника вплоть до неизбежной кончины.
При этом он получает 1) зарплату главного научного сотрудника со всеми доплатами, 2)пенсию и 3)пожизненную так называемую академическую стипендию (кстати, не облагаемую налогами). В сумме это почти в три раза превышает зарплату главного научного сотрудника, доктора наук (максимум 800 у.е.), который не отягощен академическими регалиями.
Вот такие пироги.
выборы президента ран буря в стакане воды общий разгром и сдача всего с 1991 г идут без остановок