Весенняя зимняя школа

Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Ганс Кристиан Андерсен, «Снежная королева»

Дети слушают лекцию по моделированию белков. Фото автора

Дети слушают лекцию по моделированию белков. Фото автора

Ангельски ясный мартовский день, солнце и белоснежные сугробы. Раздолбанная школа советских времен в подмосковном наукограде Пущино. Триста разновозрастных детей носятся по коридорам, мечутся между кабинетами. Они играют в игру под названием «Лабиринт», им надо обежать несколько десятков тематических «станций», каждая из которых посвящена какой-то научной или ненаучной области (география, иммунология, компьютерные игры и т.д.), ответить там на вопросы и набрать побольше баллов. Детей подстерегают неожиданности и опасности; по коридорам бродит Минотавр — печальный мужчина с оранжевыми картонными рогами, обмотанный электрическим удлинителем и увенчанный надписью «Погладь меня повсюду». Поймав ребенка, Минотавр задает ему Очень Сложный Вопрос и в зависимости от того, получит или нет правильный ответ, начисляет или отнимает баллы. Дети носятся, бесятся, перекрикиваются на бегу; взрослые сидят на станциях над своими вопросами, но, кажется, веселятся ничуть не меньше детей. Это проходит Зимняя Пущинская Школа — мероприятие столь же удивительное, сколь и парадоксальное, собирающее детей со всей России, учащее их самым неожиданным вещам и проходящее не в зимние каникулы, как можно догадаться из названия, а, наоборот, в весенние. Огромный вклад в организацию школы вносит фонд Дмитрия Зимина «Династия».

Ну а дети — разные. По одним видно, что они пленники районных захолустных школ и получают среднее образование, не приходя в сознание. Другие — рафинированные отпрыски интеллигентных семей. Третьи — самородки с горящими глазами. Розовые отвязные лосины, продырявленные в нужных и ненужных местах, — и аккуратные свитерки, явно связанные заботливой бабушкой; резиновые кеды — и лакированные штиблеты; толстые очки, толстые длинные косы, совершенно разный лексикон из одного и того же русского языка. Встретившись вместе, эти дети со всей России, может быть, получают друг от друга даже больше, чем от учителей, — чувство другой жизни, ощущение своей страны.

Свет в конце туннеля. Фото А. Чугунова

Свет в конце туннеля. Фото А. Чугунова

Так что это — не школа для гениальных детей. Конечно, некоторые курсы тут более чем продвинутые («Математический взгляд на проблемы развития листа»), зато другие — более чем расслабленные («Костюм как зеркало всего на свете (сам себе модельер)»). И нет здесь той сладкой и невыносимой древнерусской тоски, которая накрывает иногда на мероприятиях для одаренных детей, — когда смотришь на тощих, очкастых пятнадцатилетних будущих гениев и понимаешь, что добрая половина из них станет пухлыми сорокалетними, разочарованными в жизни бывшими будущими гениями. А эти дети никому ничего не обещают, никому ничего не должны. Они просто в свое удовольствие отвечают на сногсшибательные вопросы, раскатывают тесто для пасты на мастер-классах по итальянской кухне, приобщаются к драг-дизайну и слушают про моделирование белков. Большая часть из них, наверное, никогда не станет учеными и не будет иметь отношения к науке, зато, съездив сюда, они увидят, какая бывает жизнь и что бывает в жизни. Эта школа нужна не для того, чтобы завербовать детей в науку, — она нужна, чтобы дать им свободы и жизни.

Одна из станций «Лабиринта», посвященная искусству завязывания узлов. Фото А. Чугунова

Одна из станций «Лабиринта», посвященная искусству завязывания узлов. Фото А. Чугунова

Откуда же дети попадают на школу? Больше половины — из самого Пущина. Другая половина — те, кто сюда уже когда-то приезжал, или их знакомые, или те, кто узнал о школе из социальных сетей. Для регистрации на школе детям надо выполнить тестовое задание, из которого легко сделать вывод, что главное в участниках — это даже не мозги и талант, а духовная близость организаторам: вряд ли на школу сможет попасть тот, кто не читал «Понедельник начинается в субботу», не повторяет к случаю и не к случаю «Звали его. ммм... скажем, Полуэкт...» и не видит себя в глубине души Приваловым, или Ойрой-Ойрой, или, на худой конец, ведьмой Стеллочкой.

Ну, в общем, сразу понятно, что организаторы — самые последние идеалисты. Только идеалисты будут съезжаться, слетаться, сходиться на эту школу со всего мира, чтобы рассказать тремстам незнакомым детям о той потрясающей науке, которую они творят в своих Барселонах, Германиях и Америках. Только идеалисты будут объединены, как рыцарским кодексом, детской сказкой, написанной почти 40 лет назад двумя братьями-фантастами. Только идеалисты умеют вот так менять пространство и время. И этих идеалистов, на минуточку, целых 80 человек, а это, ребята, немало.

Я смотрю на список курсов школы. Почти все имена лекторов тут уменьшительно-ласкательные-Вика, Маша, Леша; лекторы говорят не только о своем предмете, но и о том, что им просто нравится. Знаменитый лингвист Светлана Бурлак тут

Эта игра портирована на самое широкое разнообразие платформ — есть даже версия для... ОСЦИЛЛОГРАФА! Назовите игру. (Вопрос к игре «Лабиринт» станции «Компьютерные игры»)

в минуту становится Светой; биоинформатик Федор Кондрашов ведет дискуссионный клуб, где обсуждает с детьми рассказы Рэя Брэдбери. И становится ясно как день: организаторы сами — дети! Это школа — это даже не НИИЧАВО, это Неверленд, сказочная страна Питера Пэна, в которой можно всегда оставаться ребенком. Здание, которое весь учебный год пахло картофельным

Для сбора макулатуры годятся только всегда-готовые пионеры. «Всегда-готовность» передается по наследству и является рецессивным признаком. Один такой пионер за сутки собирает один самосвал мукулатуры. При скрещивании двух пионеров получается ровно два новых пионера-потомка. Сколько гетерозиготных пионеров нужно скрестить, чтобы получить пионеров в количестве, достаточном для сбора 10 самосвалов макулатуры в сутки? (Вопрос к игре «Лабиринт» станции «Биостанция»)

супом и запертым детством, на весенних каникулах превращается в сказочную страну, ключ в которую есть на сайте www.zpsh.ru. В страну, где можно быть свободным, и радоваться, и любить, и думать в свое удовольствие. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

 
 

Метки: , , , , , ,

 

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com