Эпицентр

В Советском Союзе произведен очередной подземный ядерный взрыв мощностью
до 10 килотонн. Взрыв произведен в народно-хозяйственных целях, для глубокого сейсмозондирования территории СССР и поиска крупных месторождений полезных ископаемых.

Москва, ТАСС

Люди среднего возраста и те, кто постарше, еще наверняка помнят подобные заметки в центральных газетах и короткие сообщения по Всесоюзному радио. Тогда не принято было этому удивляться и уж тем более задавать какие-то вопросы: всё ведь делалось либо в интересах народного хозяйства, либо для повышения обороноспособности и обуздания империалистов. А значит, так было надо, и на бытовом уровне ядерная тема в Советском Союзе вообще не обсуждалась. Да и о чем было говорить, если официальные сообщения о ядерных взрывах звучали едва ли не чаще, чем о визитах в СССР делегаций из стран соцлагеря: с момента изобретения атомной бомбы и до середины 80-х годов на территории Советского Союза было произведено ни много, ни мало – 124 ядерных взрыва.

31 июля 1982 года произошла аварийная ситуация при проведении подземного ядерного взрыва «Рифт-3» (Иркутская область, Осинский район) – мощное истечение радиоактивных газов. Спустя 15 лет в годовых кольцах деревьев в районе взрыва был обнаружен даже уран-235 [2].

Рис. 1. Ядерные взрывы, произведенные в СССР в геологоразведочных целях. Точные координаты всех ядерных испытаний находятся в свободном доступе (например, [3])

Под романтическими названиями «Кимберлит», «Метеорит», «Рифт», «Горизонт», «Глобус», «Меридиан» и пр. скрывались серии подземных ядерных взрывов, производившихся с целью изучения геологической структуры территории СССР и поиска полезных ископаемых (рис. 1). Помню, как при каждом сообщении о подземном ядерном взрыве я пытался представить себе это событие: если взрыв производится под землей – значит, грунт с поверхности под действием ударной волны должен взлететь на воздух? А вместе с ним и радиоактивное вещество? Если же нет, тогда грунт должен просто упасть в образовавшуюся при взрыве подземную полость, что опять же приведет к выходу радиации. Неужели наши ученые и военные настолько глупы, что сознательно заражают огромные территории? В общем, как ни пытался я мысленно смоделировать эту ситуацию, сколько-нибудь внятного и правдоподобного ответа всё равно не получалось.

Проблема была в том, что на обывательском уровне ядерный взрыв ассоциируется главным образом с «грибом» и ударной волной. На самом деле всё гораздо проще: бурится скважина (реже – вырабатывается горизонтальная или наклонная штольня) в несколько сотен метров глубиной, в которую закладывается ядерный заряд. Затем это дело намертво запечатывается, и заряд приводится в действие. Бабах! Десятки миллионов градусов и чудовищное давление приводят к тому, что в считанные доли секунды под землей образуется полость (взрывная камера), стенки которой из-за сверхвысоких температур мгновенно оплавляются и герметизируют внутри камеры все продукты взрыва. Ударная волна распространяется под землей на многие сотни и тысячи километров, по-разному отражаясь от различных пород и материалов. При помощи специального оборудования эти сигналы фиксируются, и на основании полученных данных ученые узнают о глубинном строении огромных территорий.

Два таких взрыва с красивыми названиями «Метеорит-4» и «Рифт-3», как оказалось, прогремели в свое время в Иркутской области. 7,6-килотонный заряд (половина «хиросимского») серии «Метеорит» был активирован 10 сентября 1977 года в 120 км северо-восточнее Усть-Кута. Считается, что взрыв не имел побочных эффектов, однако жители Верхнемарково и ряда других населенных пунктов говорят, что после него в источники питьевой воды стала проникать нефть. Тем не менее, утверждать, что именно «Метеорит-4» стал этому причиной, никто не берется, зато нештатная ситуация на «Рифте-3» – факт общеизвестный…

Рис. 2. Небольшая, метров 500 в поперечнике, поляна у склонов высокой лесистой сопки. Обычный пейзаж, ничего особенного. Если не знать, что здесь расположен объект «Рифт-3»

Позади 168 км Александровского тракта, 19 км ухабистой гравийки и 13 км лесовозной грунтовки. Слева, за стеной растущего по берегу реки Обусы кустарника, едва просматривается деревушка Борохал. Забытое всеми богами место в Осинском районе: несколько десятков дворов, мобильной связи нет, телевидение только через спутниковые тарелки. Яркий весенний день, но на улицах ни души. А вот и развилка: накатанная лесовозная дорога резко уходит вправо, а прямо, к подножию довольно высокой лесистой сопки, идет узкая и практически неразъезженная дорога. Даже под толстым слоем снега видно, что дорога эта не простая – высокая насыпь над поляной, с заботливо уложенной в месте стока талых вод бетонной трубой (в тайге!). GPS показывает 10 метров до цели (рис. 2). Невероятно. Буквально до последней минуты я был уверен, что к объекту подобного рода придется продираться сквозь буреломную тайгу и километры колючей проволоки. А тут пожалуйста – в свободном доступе, прямо возле дороги, над ТОЙ САМОЙ скважиной стоит большой бетонный куб с остатками опалубки. В куб вмурован ржавый столбик с не менее ржавой круглой табличкой наверху, на которой с трудом читается сделанная при помощи сварки надпись: «Запретная зона. В радиусе 250 м земляные работы запрещены. Обращаться: Иркутск, тел. Х-ХХ-ХХ». Именно так, в пятизначном формате, характерном для областного центра начала 80-х годов (рис. 3).

Где-то в стороне надсадно ревут дизелями ползущие по тягунам лесовозы. Нетронутый снег под ярким весенним солнцем слепит до боли в глазах. Посреди поляны ходит одинокий конь, копытит траву из-под полуметровых сугробов. Все его родственники пасутся дальше, на небольшой полянке вверх по склону сопки, а он почему-то здесь. Настоящая идиллия. Если не знать, что менее чем в километре под его и нашими ногами огромная оплавленная пустота.

Рис. 3. Над скважиной возвышается массивный бетонный куб с остатками опалубки и круглой табличкой с предупреждающей надписью: «запретная зона. в радиусе 250 м земляные работы запрещены. Обращаться: Иркутск, тел…». Хорошо, что зодчие догадались вывести надпись при помощи сварки — краска давно бы стерлась. А этой хоть бы что — даже прямое попадание дроби выдерживает

Событие, вошедшее в историю под именем «Рифт-3», случилось 31 июля 1982 года. Несколько месяцев перед этим по дороге вдоль Борохала днем и ночью сновала военная техника, перевозились какие-то зачехленные грузы. Местные грибники и ягодники то и дело натыкались в лесу на изгороди из колючей проволоки, а те, кто пас вблизи военного городка скот, вынуждены были даже получать специальные пропуска.

Всё это время военные бурили в 7 км от деревни скважину глубиной 860 м. 30 июля всех жителей Бо-рохала предупредили, чтобы с утра они вышли из домов и собрались на открытой местности, подальше от строений и электрических проводов. Сказали, что в геологоразведочных целях будет произведен взрыв. Правда, не уточнили, что взрыв этот будет ядерный. И когда всё население Бо-рохала собралось на волейбольной площадке в центре деревни, недалеко в горах что-то оглушительно грохнуло. Земля закачалась, вода в Обусе мгновенно вспенилась, а Иркутская сейсмостанция зафиксировала землетрясение с магнитудой 3. Вернувшись, многие борохальцы обнаружили, что в их домах треснули печи. Впрочем, все расходы на ремонт пострадавшего имущества им быстро и без лишних проволочек компенсировали. Чуть позже наиболее смелые жители деревни, побывавшие на месте взрыва, рассказали, что земля на поляне словно перепахана огромным плугом, а лес вокруг пожелтел (рис. 4).

Рис. 4. На снимке со спутника место взрыва «Рифт-3» выглядит весьма любопытно: нечто похожее на провальную воронку со вспученным грунтом по одному краю. впрочем малые размеры воронки в сравнении с глубиной взрыва указывают на то, что это может быть суффозионная воронка, не обязательно связанная с самим взрывом

Увы, как это у нас часто бывает, точную информацию обо всех деталях взрыва найти не представляется возможным. Так, жители Борохала говорят, что военные тут же уехали, оставив даже личные вещи. Военные же, напротив, утверждают, что событие прошло в штатном порядке и объект «Рифт-3» они покинули только через месяц, вдоволь накупавшись в Обусе, а также набрав в местных лесах грибов и ягод.

Впрочем, как бы там ни было, а дыма без огня не бывает. Сегодня все исследователи единодушны во мнении, что место для взрыва было выбрано крайне неудачно: скважину для него почему-то пробурили в мягких карбонатных породах, которые к тому же были сильно обводнены и склонны к карсту. А при такой структуре не гарантирована 100%-ная герметизация взрывной камеры, и возможен выход радиоактивных продуктов через систему трещин. Что, судя по всему, и произошло. Во всяком случае, неоднократные исследования родников, расположенных вблизи «Рифта-3», показали содержание в воде стронция-90 и цезия-137, что говорит только об одном: взрывная камера «Рифта-3» негерметична, и продукты распада попадают в грунтовые воды [1]. Но вот насколько велика «дырка» – вопрос открытый.

1. Колесникова Л.И. и др. Бюллетень ВСНЦ со РАМН, 2006, №1 (47), с. 44-46.

2. Архангельская Т.А. Автореферат диссертации на соискание степени к.г-м.н. ТПУ, Томск, 2004.

3. https://e-reports-ext.llnl.gov/pdf/238468.pdf.

 

«… в пп. Горхон и Борохал, характеризующихся наиболее неблагоприятным составом питьевых вод и находящихся в непосредственной близости от места проведения в 1982 году подземного ядерного взрыва «Рифт 3», выявлена наиболее неблагоприятная ситуация в состоянии здоровья детского населения, выражающаяся в высоких уровнях микроаномалий развития и распространенности таких классов болезней, как: болезни органов пищеварения, костномышечной и эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройства питания» [1].

 

Подписаться
Уведомление о
guest

1 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир З
11 года (лет) назад

В статье говориться о 124-х взрывах в СССР в хозяйственных целях, в то время как в списке по ссылке [3], указаны всего 122 взрыва. Где ещё 2 ?
Все-го же в СССР было выполнено в 1.5 раза меньше взрывов, чем в США, что указывает на инициативную роль СЩА в создании и развертывании оружия массового поражения в мире, как и инициативы в применении в хозяйственных целях.
В настоящее время, город в 100 километрах от ядерного полигона в Неваде, Лас-Вегас, является самым массовым туристским центром, с 20 миллионами посетителей в год, несмотря на то, что там было выполнено более 700 взрывов, а некоторые закончились обильным выходом радиоактивности на поверхность.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...