«Вперед, на Марс!»

Александр Ильин

Алек­сандр Ильин

О про­ек­те Ден­ни­са Тито (Dennis Tito) пило­ти­ру­е­мо­го поле­та на Марс рас­ска­зы­ва­ет Алек­сандр Ильин – выпуск­ник МГТУ им. Н.Э. Бау­ма­на, быв­ший сотруд­ник ГКНПЦ им. М.В. Хру­ни­че­ва. В насто­я­щее вре­мя – редак­тор жур­на­ла «Ново­сти кос­мо­нав­ти­ки».

«Вся суть – в пере­се­ле­нии с Зем­ли и в засе­ле­нии кос­мо­са», – гово­рил К.Э. Циол­ков­ский, и все пио­не­ры кос­мо­нав­ти­ки были еди­ны в стрем­ле­нии дать чело­ве­ку воз­мож­ность иссле­до­вать и засе­лить Сол­неч­ную систе­му и миры у дру­гих звезд.

Во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны появи­лись реаль­ные тех­ни­че­ские сред­ства дости­же­ния кос­мо­са, а запрос обще­ства на кос­ми­че­ские чуде­са поро­дил кос­ми­че­скую эйфо­рию 50-х. Имен­но тогда был напи­сан огром­ный пласт фан­та­сти­че­ской лите­ра­ту­ры, при­чис­лен­ной впо­след­ствии к «золо­то­му фон­ду» фан­та­сти­ки.

Кос­мос был вез­де – в жур­на­лах, теле­пе­ре­да­чах и даже в пер­вом «Дис­ней­лен­де». В той его части, что назы­ва­лась Tomorrowland, мил­ли­о­ны посе­ти­те­лей пар­ка мог­ли совер­шить «полет на Луну» на насто­я­щей раке­те (кон­суль­тан­том про­ек­та был зна­ме­ни­тый Вер­нер фон Бра­ун – созда­тель пер­вой бал­ли­сти­че­ской раке­ты «Фау-2» и, впо­след­ствии, аме­ри­кан­ско­го лун­но­го носи­те­ля «Сатурн-5»).

Совет­ский спут­ник и полет Юрия Алек­се­е­ви­ча Гага­ри­на созда­ли уни­каль­ную ситу­а­цию, в кото­рой две веду­щие тех­ни­че­ские дер­жа­вы всту­пи­ли в кос­ми­че­скую гон­ку.

Бла­го­да­ря уни­каль­но­му соче­та­нию фак­то­ров, глав­ным обра­зом поли­ти­че­ских, на госу­дар­ствен­ном уровне была орга­ни­зо­ва­на аме­ри­кан­ская про­грам­ма Apollo. Увы, инте­рес людей к кос­мо­су в те годы уже начал спа­дать. Дети 50-х, наиг­рав­шись в храб­рых аст­ро­нав­тов, пред­по­чли анти­куль­ту­ру – воз­ник­ло «поте­рян­ное поко­ле­ние». А еще так некста­ти кос­ми­че­ские робо­ты «Мари­нер-4» (1965 год) и «Вене­ра-4» (1967 год) пока­за­ли, что лететь-то людям неку­да. Вене­ра и Марс ока­за­лись непри­год­ны­ми для жиз­ни. Пере­ва­лив через пик в 1966 году, бюд­жет аме­ри­кан­ско­го кос­ми­че­ско­го агент­ства NASA пошел на спад. Лун­ная про­грам­ма была дове­де­на до завер­ше­ния, поли­ти­че­ские цели достиг­ну­ты (реванш за Спут­ник и Гага­ри­на), но ее про­дол­же­ния не после­до­ва­ло.

А ведь у США были все сред­ства (сверх­тя­же­лый носи­тель «Сатурн-5», пре­крас­ные кораб­ли «Апол­лон») для осу­ществ­ле­ния пило­ти­ру­е­мых облет­ных мис­сий к Вене­ре и Мар­су. Были подоб­ные про­ек­ты и у СССР. Чело­ве­че­ство сто­я­ло на поро­ге Сол­неч­ной систе­мы, но люди свер­ну­ли со «звезд­но­го пути» – исчез запрос от обще­ства на кос­мос. Есте­ствен­но, кос­мос пере­стал инте­ре­со­вать и поли­ти­ков.

Если услов­но раз­де­лить кос­мо­нав­ти­ку на иссле­до­ва­тель­скую и при­клад­ную, то послед­няя сей­час «вста­ла на ноги» пото­му, что ста­ла ком­мер­че­ски выгод­ной. При­клад­ную кос­мо­нав­ти­ку дви­га­ет капи­тал, кото­рый акку­му­ли­ро­вал сред­ства и выра­жа­ет потреб­но­сти зна­чи­тель­но­го боль­шин­ства насе­ле­ния.

Иссле­до­ва­тель­ская кос­мо­нав­ти­ка про­дви­га­ет­ся стрем­ле­ни­ем к зна­нию и тру­дом несколь­ких тысяч уче­ных и тех­на­рей при мораль­ной под­держ­ке несколь­ких мил­ли­о­нов обра­зо­ван­ных, инте­ре­су­ю­щих­ся нау­кой людей – актив­ных сто­рон­ни­ков кос­мо­нав­ти­ки. Уче­ные доста­точ­но орга­ни­зо­ва­ны для того, что­бы пра­ви­тель­ства дава­ли им сред­ства на кос­ми­че­ские иссле­до­ва­ния. Но, зная «пра­ви­ла игры», уче­ные-иссле­до­ва­те­ли в обла­сти кос­ми­че­ской нау­ки высту­па­ют в боль­шин­стве сво­ем про­тив пило­ти­ру­е­мых поле­тов вооб­ще. Ведь источ­ник финан­си­ро­ва­ния один, и чем боль­ше ушло на пило­ти­ру­е­мую про­грам­му, тем мень­ше оста­нет­ся на их бес­пи­лот­ные науч­ные аппа­ра­ты.

Что же каса­ет­ся совре­мен­ной пило­ти­ру­е­мой кос­мо­нав­ти­ки, то, решая мно­же­ство важ­ных задач, она ни в коей мере не соот­вет­ству­ет тому, что мил­ли­о­ны роман­ти­ков счи­та­ют ее истин­ным назна­че­ни­ем – «сме­ло идти туда, куда не сту­па­ла нога чело­ве­ка». Борь­ба за кос­ми­че­ское буду­щее чело­ве­че­ства ста­ла уде­лом отдель­ных энту­зи­а­стов, орга­ни­зу­ю­щих фон­ды, такие как Мар­си­ан­ское обще­ство (The Mars Society).

На чем же лететь?

И вот в фев­ра­ле 2013 года пер­вым кос­ми­че­ским тури­стом и муль­ти­мил­ли­о­не­ром Ден­ни­сом Тито был осно­ван оче­ред­ной фонд Inspiration Mars Foundation – его цель, ни мно­го ни мало, отправ­ка к Мар­су кораб­ля с эки­па­жем из двух чело­век уже в 2018 году! Сле­ду­ет отме­тить, что про­ект, пред­ла­га­е­мый Ден­ни­сом Тито, не явля­ет­ся пол­но­цен­ной мар­си­ан­ской экс­пе­ди­ций с высад­кой на поверх­ность крас­ной пла­не­ты.

501-днев­ный кру­из прой­дет по тра­ек­то­рии «сво­бод­но­го воз­вра­ще­ния» (free return orbit): стар­то­вав­ший с око­ло­зем­ной орби­ты меж­пла­нет­ный ком­плекс дол­жен вер­нуть­ся к нашей пла­не­те толь­ко за счет гра­ви­та­ции, исполь­зуя для раз­во­ро­та и уско­ре­ния Марс. Посад­ки на пла­не­ту и даже выхо­да на орби­ту вокруг Мар­са про­ект не преду­смат­ри­ва­ет. Ком­плекс про­не­сет­ся мимо цели бук­валь­но за несколь­ко часов.

В каче­стве осно­вы меж­пла­нет­но­го ком­плек­са Ден­нис Тито пред­по­ла­га­ет исполь­зо­вать част­ный кос­ми­че­ский корабль Dragon, создан­ный ком­па­ни­ей SpaceX. На сего­дняш­ний день Dragon совер­шил три успеш­ных рей­са к МКС в бес­пи­лот­ном режи­ме, а поле­ты аст­ро­нав­тов на новом кораб­ле нач­нут­ся не рань­ше 2015 года.

Для обле­та Мар­са Dragon нуж­но зна­чи­тель­но дора­бо­тать – повы­сить надеж­ность систем и уве­ли­чить срок воз­мож­но­го пре­бы­ва­ния в кос­мо­се (даже у про­ве­рен­ных рос­сий­ских «Сою­зов» он состав­ля­ет все­го семь меся­цев), научить вхо­дить в атмо­сфе­ру со ско­ро­стью, пре­вы­ша­ю­щей вто­рую кос­ми­че­скую, улуч­шить защи­ту эки­па­жа от ради­а­ции.

Так как объ­ем Dragon’a явно недо­ста­то­чен для 501-днев­ной мис­сии, веро­ят­но, к Мар­су отпра­вит­ся связ­ка из кораб­ля и спе­ци­аль­но­го надув­но­го моду­ля, раз­ра­бо­тан­но­го ком­па­ни­ей Bigelow Aerospace. Маке­ты таких моду­лей два­жды испы-тыва­лись на орби­те, но пол­но­мас­штаб­ный надув­ной модуль в кос­мо­се пока еще не побы­вал.
Для запус­ка меж­пла­нет­но­го ком­плек­са пла­ни­ру­ет­ся исполь­зо­вать раке­ту-носи­тель Falcon Heavy, так­же созда­ва­е­мую SpaceX. Новая раке­та, пер­вый пуск кото­рой запла­ни­ро­ван на 2013 год, спо­соб­на доста­вить на низ­кую око­ло­зем­ную орби­ту груз мас­сой 53 тон­ны. Для срав­не­ния: самая мощ­ная на сего­дняш­ний день оте­че­ствен­ная РН «Про­тон-М» име­ет гру­зо­подъ­ем­ность 22 тон­ны, а аме­ри­кан­ский лун­ный носи­тель «Сатурн-5» когда-то был спо­со­бен выво­дить более 140 тонн, но, к сожа­ле­нию, про­ект Apollo был закрыт 40 лет назад.

Когда старт?

Дата стар­та «мар­со­ле­та» Тито – 5 янва­ря 2018 года – выбра­на не слу­чай­но, воз­мож­ность поле­та по такой быст­рой облет­ной тра­ек­то­рии пред­став­ля­ет­ся два­жды в каж­дые 15 лет. После 2018 года сле­ду­ю­щей воз­мож­но­сти при­дет­ся ждать до 2031 года.

Дата стар­та «мар­со­ле­та» Тито – 5 янва­ря 2018 года-выбра­на не слу­чай­но, воз­мож­ность поле­та по такой быст­рой облёт­ной тра­ек­то­рии пред­став­ля­ет­ся два­жды в каж­дые 15 лет. После 2018 года сле­ду­ю­щей воз­мож­но­сти при­дет­ся ждать до 2031 года.

4Приблизительная траектория полета на Марс (по материалам en.wikipedia.org).

При­бли­зи­тель­ная тра­ек­то­рия поле­та на Марс (по мате­ри­а­лам en.wikipedia.org).

Облет­ная схе­ма хоро­ша тем, что не пред­по­ла­га­ет слож­ных манев­ров – выхо­да на орби­ту вокруг Мар­са, вхо­да в его атмо­сфе­ру. Отсут­ству­ет так­же сты­ков­ка на мар­си­ан­ской орби­те. Пуск в 2018 году при­хо­дит­ся на 11-лет­ний сол­неч­ный минимум,что обес­пе­чи­ва­ет наи­мень­шее воз­дей­ствие сол­неч­ной ради­а­ции.

Стар­то­вав с око­ло­зем­ной орби­ты 5 янва­ря 2018 года, ком­плекс про­ле­тит воз­ле крас­ной пла­не­ты 21 авгу­ста. Мини­маль­ное рас­сто­я­ние, с кото­ро­го эки­паж смо­жет раз­гля­ды­вать поверх­ность Мар­са, соста­вит 160 км. Это суще­ствен­но ниже, чем теку­щая высо­та орби­ты МКС (око­ло 400 км от поверх­но­сти Зем­ли). Совер­шив маневр раз­во­ро­та, исполь­зуя при­тя­же­ние Мар­са, ком­плекс отпра­вит­ся домой. Воз­вра­ще­ние на род­ную пла­не­ту состо­ит­ся 21 мая 2019 года, при­чем ско­рость вхо­да в атмо­сфе­ру соста­вит 14,2 км/​с – даже у лун­ных экс­пе­ди­ций она была мень­ше.

Как сохра­нить эки­паж?

Ден­нис Тито счи­та­ет, что пер­вый мар­си­ан­ский эки­паж соста­вит семей­ная пара. Кри­те­рии отбо­ра пока не уста­нов­ле­ны, но оче­вид­но, что в подоб­ной экс­пе­ди­ции пона­до­бят­ся навы­ки пило­та (для про­ве­де­ния кор­рек­ций тра­ек­то­рии), вра­ча (про­бле­мы со здо­ро­вьем в дли­тель­ной экс­пе­ди­ции весь­ма веро­ят­ны) и уче­но­го (в кон­це кон­цов мы же летим за новы­ми зна­ни­я­ми).

Три глав­ные про­бле­мы подоб­ных дли­тель­ных экс­пе­ди­ций: мас­са запа­сов систе­мы жиз­не­обес­пе­че­ния, надеж­ность меж­пла­нет­но­го ком­плек­са и воз­дей­ствие фак­то­ров кос­ми­че­ско­го поле­та на эки­паж.

Для упро­ще­ния мис­сии мож­но отка­зать­ся от раз­ра­бот­ки замкну­тых систем жиз­не­обес­пе­че­ния, спо­соб­ных реге­не­ри­ро­вать зна­чи­тель­ную часть исполь­зу­е­мой аст­ро­нав­та­ми воды и кис­ло­ро­да, но в таком слу­чае потре­бу­ет­ся брать суще­ствен­ные запа­сы без­воз­врат­но рас­хо­ду­е­мых ресур­сов. Мини­маль­ная потреб­ность чело­ве­ка – око­ло 3 кг воды, кис­ло­ро­да и обез­во­жен­ной пищи в сут­ки. Реаль­ные циф­ры бли­же к 10 кг. Таким обра­зом, мас­са запа­сов мар­си­ан­ской мис­сии Тито соста­вит от 3 до 10 тонн! И это всё нуж­но доста­вить в кос­мос, раз­ме­стить внут­ри Dragon^ и разо­гнать к Мар­су.

Про­бле­ма надеж­но­сти так­же очень важ­на. В отли­чие от МКС, меж­пла­нет­ный ком­плекс будет пол­но­стью авто­но­мен на про­тя­же­нии все­го поле­та, ведь к нему не пошлешь «гру­зо­вик» – «Про­гресс». Сле­до­ва­тель­но, необ­хо­ди­мо зара­нее иметь на бор­ту как запас­ные части, так и инстру­мен­ты для ремон­та систем ком­плек­са, а это допол­ни­тель­ный вес.

Ста­ти­сти­ка отка­зов на стан­ции «Мир», да и на МКС не вну­ша­ет осо­бо­го опти­миз­ма: полом­ки будут, и их нуж­но будет устра­нять в поле­те. Тяже­лой будет мис­сия и чисто в пси­хо­ло­ги­че­ском плане – про­ве­сти 501 день вдво­ем в «бан­ке» раз­ме­ром с кух­ню, с посто­ян­ной угро­зой для жиз­ни, ради про­ле­та око­ло Мар­са про­дол­жи­тель­но­стью несколь­ко часов (еще пару-трой­ку дней мож­но будет любо­вать­ся на доволь­но круп­ный диск крас­ной пла­не­ты). Не сто­ит забы­вать и про пита­ние обез­во­жен­ной пищей и кон­сер­ва­ми, и невоз­мож­ность пого­во­рить с близ­ки­ми на Зем­ле и полу­чить кон­суль­та­ции ЦУПа- запаз­ды­ва­ние сиг­на­ла в неко­то­рые момен­ты поле­та пре­вы­сит 10 минут.

Тяже­лой будет мис­сия и чисто в пси­хо­ло­ги­че­ском плане – про­ве­сти 501 день вдво­ем в «бан­ке» раз­ме­ром с кух­ню, с посто­ян­ной угро­зой для жиз­ни, ради несколь­ко часов вида на Марс…

Посколь­ку Тито пред­по­ла­га­ет вер­нуть эки­паж на Зем­лю не толь­ко живым, но и здо­ро­вым, суще­ствен­ное вни­ма­ние необ­хо­ди­мо уде­лить воз­дей­ствию фак­то­ров кос­ми­че­ско­го поле­та на чело­ве­ка. С воз­дей­стви­ем неве­со­мо­сти люди научи­лись бороть­ся на орби­таль­ных стан­ци­ях – для успеш­ной борь­бы на меж­пла­нет­ном ком­плек­се долж­ны быть уста­нов­ле­ны спор­тив­ные тре­на­же­ры. Что­бы не вер­нуть­ся на Зем­лю «меду­зой», храб­рые аст­ро­нав­ты будут вынуж­де­ны зани­мать­ся спор­том не менее двух часов каж­дый день!

Тол­ком не решен­ная про­бле­ма -сол­неч­ная и кос­ми­че­ская ради­а­ция. Ее воз­дей­ствие на меж­пла­нет­ных трас­сах как мини­мум в два раза выше, чем на МКС. Конеч­но, спе­ци­аль­ная ком­по­нов­ка (запа­сы и систе­мы кораб­ля рас­по­ло­же­ны сна­ру­жи, каю­ты аст­ро­нав­тов – внут­ри), анти­ра­ди­а­ци­он­ные меди­цин­ские пре­па­ра­ты и полет в год «спо­кой­но­го Солн­ца» помо­гут несколь­ко сгла­дить послед­ствия, но не более того. «Про­бле­ма ради­а­ции – серьез­ная про­бле­ма, но она не оста­но­вит шоу», – заявил жур­на­ли­стам меди­цин­ский дирек­тор про­ек­та Джо­на­тан Кларк.

Зачем лететь?

Хоть про­ект Тито и не преду­смат­ри­ва­ет посад­ки, он может стать пер­вой меж­пла­нет­ной мис­си­ей чело­ве­че­ства (поле­том к дру­гой пла­не­те, а не к спут­ни­ку), его цель – «вдох­но­вить юно­ше­ство», как заявил на пресс-кон­фе­рен­ции сам Ден­нис Тито.

В ходе такой мис­сии мож­но полу­чить уни­каль­ные меди­цин­ские дан­ные о пове­де­нии чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма в усло­ви­ях отсут­ствия элек­тро­маг­нит­ной защи­ты Зем­ли. Да и сам по себе авто­ном­ный полет -совер­шен­но новый опыт. Как уже гово­ри­лось выше – к меж­пла­нет­но­му ком­плек­су не пошлешь «гру­зо­вик», да и забо­лев­ше­го аст­ро­нав­та не эва­ку­и­ру­ешь на Зем­лю на «Сою­зе».

Нахо­дясь вбли­зи пла­не­ты, мож­но наблю­дать и иссле­до­вать Марс, сбро­сить неболь­шие зон­ды и даже управ­лять мар­со­хо­да­ми напря­мую (без запаз­ды­ва­ния сиг­на­ла) – конеч­но, такая воз­мож­ность долж­на быть забла­го­вре­мен­но зало­же­на в ПО мар­си­ан­ских рове­ров. Но основ­ной смысл сме­ло­го про­ек­та – вско­лых­нуть обще­ствен­ность, дать воз­мож­ность почув­ство­вать гор­дость за чело­ве­че­ство – люди у Мар­са! Такой полет может стать пер­вым шагом к пол­но­цен­ной мар­си­ан­ской экс­пе­ди­ции (вто­рым шагом будет выход на орби­ту вокруг Мар­са, и лишь тре­тьим- посад­ка). В любом слу­чае – «доро­га в тыся­чу ли начи­на­ет­ся с пер­во­го шага». Кос­мос ждет! 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , ,

 

3 комментария

  • Бормоглот:

    Да здрав­ству­ет оче­ред­ной «Ё-моби­лист» Ден­нис Тито!!! Все на Марс! Там жела­ю­щим дадут пору­лить «мар­со­хо­да­ми напря­мую (без запаз­ды­ва­ния сиг­на­ла)», бабам – цве­ты, детям – моро­же­ное!!! Но самое глав­ное, что в ком­плект мис­сии бес­плат­но вой­дёт воз­мож­ность «почув­ство­вать гор­дость за чело­ве­че­ство» !!! )))

  • Очень узко вы мыс­ли­те, ува­жа­е­мый Бор­мо­глот.
    Не сто­ит срав­ни­вать наших оли­гар­хов с аме­ри­кан­ски­ми биз­не­сме­на­ми.
    И это не тури­сти­че­ский полёт – эки­паж будет ото­бран по кон­кур­су и его вклад в кос­ми­че­скую меди­ци­ну будет бес­це­нен. Я уже не гово­рю о насто­я­щем циви­ли­за­ци­он­ном про­ры­ве.
    А об этой мис­сии хоро­шо напи­сал Сер­гей Хлы­нин на фору­ме «Ново­стей кос­мо­нав­ти­ки»:

    «Полёт с точ­ки зре­ния финан­сов – недо­рог, с точ­ки зре­ния бал­ли­сти­ки – прост, с точ­ки зре­ния тех­ни­ки – несло­жен, с точ­ки зре­ния здо­ро­вья – опа­сен, с точ­ки зре­ния про­грес­са – необ­хо­дим».

  • Бормоглот:

    Поз­во­лю себе не согла­сить­ся. Кон­кур­сы и про­чие после­ду­ю­щие «бес­цен­ные вкла­ды» – чистей­ший попу­лизм, кото­рый отвле­ка­ет ресур­сы от по-насто­я­ще­му дель­ных про­ек­тов. Глав­ное не «бес­цен­ность» резуль­та­тов, а как раз их цена. И цена эта может быть слиш­ком высо­ка. Я не имею вви­ду даль­ней­шую судь­бу «побе­ди­те­лей кон­кур­са» – каж­дый сам тво­рец соб­ствен­ных несча­стий, вопрос в том: даст ли эта аван­тю­ра новые реаль­но при­ме­ни­мые тех­но­ло­гии вне рамок это­го про­жек­та? Да и «с точ­ки зре­ния про­грес­са» его неохо­ди­мость не оче­вид­на, «с точ­ки зре­ния тех­ни­ки» и надёж­но­сти – его слож­ность неве­ро­ят­на.
    Вот то что дей­стви­тель­но необ­хо­ди­мо «про­грес­су», так это осво­е­ние Луны. Осво­бож­де­ние от неф­тя­ной зави­си­мо­сти – вот теку­щая стра­те­ги­че­ская цель совре­мен­ной циви­ли­за­ции, т.е. раз­ви­тие тер­мо­ядер­ной энер­ге­ти­ки и соот­вет­ствен­но добы­ча топ­ли­ва для неё (из рего­ли­та, кото­рый при­дёт­ся добы­вать на той же Луне).
    Навер­ня­ка, если бы Тито пред­ло­жил облёт Луны, нашлось бы еще боль­ше жела­ю­щих. И это бы яви­лось непло­хим начи­на­ни­ем для при­вле­че­ния вни­ма­ния обще­ствен­но­сти к осво­е­нию Луны. «Супру­же­ская пара» вер­ну­лась бы уже через неде­лю здо­ро­вой и счаст­ли­вой (все­це­ло погру­зив­шись в мир раз­но­шерст­ных ток-шоу и глян­це­вых жур­на­лов), а не через несколь­ко лет на послед­ней ста­дии рака (если ей пове­зёт вооб­ще вер­нуть­ся).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com