Для чего косаткам бабушки

Самец косатки всегда держится рядом с матерью
Самец косатки всегда держится рядом с матерью (http://news.sciencemag.org)

Основная цель жизни — размножение. Подавляющее большинство растений и животных, выйдя из репродуктивного возраста, умирают. Даже млекопитающие-долгожители рожают детенышей в очень почтенном возрасте: слонихи, например, после шестидесяти, а усатые киты — в 90 лет. Жизнь в пострепродуктивный период — большая редкость, присущая лишь немногим видам.

Существует два основных объяснения этого феномена. Либо долгий пострепродуктивный период представляет собой побочный эффект увеличения продолжительности жизни, либо самки, которые уже не в состоянии производить потомство, помогают своим детям выращивать малышей, повышая таким образом итоговую приспособленность — репродуктивный успех семейной группы в целом.

У людей помощь бабушек и прабабушек в воспитании внуков трудно переоценить. А как обстоит дело у других видов? Второе место по продолжительности пострепродуктивного периода после человека занимают косатки (Orcinus orca). Самки заканчивают размножение между 30 и 40 годами, а живут до 90.

Исследователи из университетов Эксетера и Йорка (Великобритания), Центра исследования китов (США) и Тихоокеанской биологической станции (Канада) с 1974 по 2010 гг. наблюдали за косатками прибрежных популяций штата Вашингтон и Британской Колумбии (Канада) и пришли к выводу, что продолжительная жизнь самок O. orca в пострепродуктивный период действительно повышает итоговую приспособленность.

За 36 лет исследователи проследили за 589 китами: 210 самками, из которых 40 были старше 45 лет, 189 самцами и 190 животными неустановленного пола. В период наблюдения умерло 297 косаток.

Оседлые O. orca живут группой, состоящей из многих поколений: бабушки, матери и дети. Оказалось, что самки в течение всей жизни опекают своих взрослых сыновей: помогают им охотиться и поддерживают во время конфликтов с другими особями. Материнская помощь весьма ощутима, косатки существенно повышают выживаемость своих сыновей, особенно старших. Ученые обнаружили, что для взрослых самцов моложе 30 лет риск умереть в течение года после смерти матери возрастает в 3,1 раза, а для самцов старше 30 лет — в 8,3 раза.

Взрослым дочерям косатки не помогают и на продолжительность их жизни влияют мало. Для взрослых самок моложе 30 лет смерть матери проходит практически незаметно, самки старше 30 лет в год после смерти матери умирают в 2,7 раза чаще.

Таким образом, самки, вышедшие из репродуктивного возраста, способствуют репродуктивному успеху сыновей. Чем дольше проживет самец, тем больше потомков он оставит, потому-то, видимо, косатки и обладают столь долгой пострепродуктивной продолжительностью жизни.

Но почему O. orca предпочитают помогать сыновьям, а не дочерям? По мнению исследователей, дело тут в образе жизни, который они ведут. Детеныши, рожденные дочерьми косатки, остаются в ее семейной группе, увеличивая внутригрупповую конкуренцию, а сыновья спариваются с самками из других групп, и вся нагрузка по выращиванию потомства ложится на них. Потому косатка и поддерживает сыновей, до последних дней способствуя их репродуктивному успеху.

Foster, E. A., Franks, D. W., Mazzi, S., Darden, S. K., Balcomb, K. C., Ford, J. K. B. and Croft, D. P. (2012). Adaptive prolonged postreproductive life span in killer whales. Science 337, 1313.