- Троицкий вариант — Наука - http://trv-science.ru -

Задача-максимум для Политеха

Владимир Сурдин

Фото с сайта «Просветитель»
www.premiaprosvetitel.ru

Известный популяризатор науки, лауреат премии «Просветитель» 2012 года, канд. физ. — мат. наук, с.н.с. ГАИШ МГУ Владимир Сурдин размышляет о том, каким может быть будущее Политехнического музея.

Поскольку Политехнический у нас один, уникальный, нам хочется совместить в нем всё, чего в принципе можно ожидать от музея, а точнее — Дворца науки и техники. Хочется, чтобы в нем была представлена и вся история материальной культуры, и показаны перспективы будущей науки и техники, и чтобы это был Дом занимательной науки, где всё можно потрогать, покрутить, поуправлять, увидеть опыты с электричеством, мыльными пузырями, поговорить с роботом… Но каждый понимает, что совместить в одном учреждении всё — невозможно. Поэтому, будь я государственным мужем, желающим получить реальную отдачу от вложения в музей, я бы поставил для него более конкретную задачу. Может быть, не одну, но не более двух.

Первая (но не главная) задача

выполнять функцию Хранилища истории отечественной науки и техники для сохранения ее уникальных достижений, уходящих в прошлое. Сохранить образцы или — если нет для них места — хотя бы описание их и собрать на сайте Музея адреса хранения ключевых достижений нашей техники, т.е. быть агрегатором информации о местах ее хранения. Это важная задача в общекультурном плане, но этим Музей в основном будет интересен для людей старшего поколения (приятно увидеть предметы своей молодости!).

Вторая и сегодня главная задача

стать Дворцом современной мировой техники для решения совершенно конкретной проблемы: привлечь молодых талантливых людей к инженерной профессии, воспламенить энтузиазм в душе будущих инженеров, продемонстрировать романтику и престиж карьеры изобретателя, создателя новой техники. И тут, на мой взгляд, не должно быть никаких патриотических ограничений. Нужно показать всё лучшее и всех лучших: не только отечественных (Шухов, Миль, Королев…), но и мировых (Эдисон, Юнкерс, фон Браун).

Особенно важно показать наших современников, например гениального авиа-космического инженера Бёрта Рутана, чей самолет впервые облетел Землю без посадки и дозаправки, чьи ракетопланы возят сегодня туристов в космос. Нужно показать умные беспилотники, автоматические подводные лодки, ныряющие в Марианскую впадину, роботов, самостоятельно исследующих Марс и собирающих метеориты в Антарктиде… В общем показать, как современные инженеры создают цивилизацию завтрашнего дня. Инженеры какого уровня, с каким образованием способны на это. Как общество, в котором они творят, относится к этим людям, каков их статус, каково вознаграждение.

Понимаю, что это очень трудная задача. Особенно в нашей стране, где в течение многих десятилетий работа инженера была непрестижной, а в основном заключалась в копировании, в пересчете размеров из дюймов в сантиметры.

Но показать романтику и престиж инженерной работы — это достойная задача для Политехнического. Мое мнение — он должен стать Храмом инженерного искусства. В самом деле, инженерный труд в высоком его понимании — это не расчет прочности балки по известным формулам сопромата, а фантазия без отрыва от реальности, т.е. — искусство. Человек искусства создает то, чего не было в природе, опираясь на глубокие знания о ней. Так работают композиторы и художники. Так же работают инженеры. Опираясь на фундаментальную науку, они создают новую природу, реально меняют нашу жизнь, наши привычки, наше будущее.

Выходя из Политехнического, человек — особенно молодой — должен вынести ощущение, что инженеры — это элита; что их работа — это синтез глубоких знаний и творческой фантазии; что современная фундаментальная наука своими успехами на 90% обязана инженерам. Что фундаментальная наука и передовая техника сегодня неразрывны.

Увлеченный наукой школьник не должен руководствоваться принципом, который внушают ему некоторые родители: «не годишься в ученые — иди в инженеры». Напротив, именно в Музее школьник должен узнать, что лучшие инженеры нашей страны, например создавшие ее ядерный щит, были и лучшими физиками-теоретиками. Зельдович, Сахаров, Гинзбург изобретали ядерные заряды и создавали космологические теории, получали Нобелевские премии за работы по фундаментальной науке. Что физики-экспериментаторы такого калибра, как Петр Капица, — прежде всего инженеры-изобретатели и при этом люди высокой культуры.

Желательно, чтобы юный посетитель Музея понял: инженеру, если он желает быть успешным, требуется фундаментальное образование. Наш знаменитый кораблестроитель акад. Крылов перевел с латинского «Начала» Ньютона; великий Эйнштейн работал в патентном бюро и сам делал изобретения. Одним словом, желательно продемонстрировать, что настоящий инженер — это высококультурный ученый-творец.

Вот это я вижу задачей-максимум для Политеха. Решая эту задачу, он столкнется не только с недостатком финансов и грамотных сотрудников, но и с идеологическими проблемами. Что делать — цивилизация и культура всегда испытывают сопротивление со стороны мракобесия и застоя. Но не будет у нас настоящих инженеров — нас ожидает крах. Нефть и газ кончатся, а бананы и кофе у нас не растут. Поэтому нужно воспитать поколение, нацеленное на создание нового. Общеобразовательная школа, даже если в каждом классе стоит компьютер, с этим не справляется; она отстает от жизни на десятилетия. А Политехнический музей должен быть впереди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи