Идеология, филология и многое другое

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

В изда­тель­стве «Новое лите­ра­тур­ное обозре­ние» недав­но вышел двух­том­ник П. А. Дру­жинина «Идео­ло­гия и фило­ло­гия. Ленин­град. 1940-е годы. Доку­мен­таль­ное исследо­вание». Фило­ло­гия в дан­ном слу­чае отсы­ла­ет нас к судь­бе ленин­град­ской шко­лы филоло­гии – преж­де все­го, к судь­бам тех, кто соста­вил ее сла­ву и гор­дость, – это Б. М. Эйхен­ба­ум, М. К. Аза­дов­ский, Г. А. Гуков­ский, В. М. Жирмун­ский, В. Я. Про­пп.

Пётр Алек­сан­дро­вич Дру­жи­нин, извест­ный источ­ни­ко­вед, собрал, струк­ту­ри­ро­вал и откоммен­тировал архив­ные и опуб­ли­ко­ван­ные дан­ные, свя­занные с «идео­ло­ги­че­ски­ми» гоне­ни­я­ми в 40-х го­дах ХХ века – гоне­ни­я­ми, кос­нув­ши­ми­ся не толь­ко совет­ской фило­ло­гии, не толь­ко нау­ки и даже не толь­ко куль­ту­ры, но и жиз­ни в стране в целом.

Доку­мен­таль­ное иссле­до­ва­ние Дру­жи­ни­на с тру­дом уме­сти­лось в два тома, набран­ных мел­ким шриф­том, общим объ­е­мом при­мер­но 81 пе­чатный лист. Я насто­я­тель­но сове­тую всем нерав­нодушным к исто­рии нашей стра­ны про­чи­тать хотя бы пер­вый том: содер­жа­ние этой рабо­ты суще­ствен­но шире, чем ана­лиз собы­тий, связан­ные с раз­гро­мом ленинград­ской шко­лы фило­ло­гии.

Нам пред­ставлены мате­риалы несколь­ких идеологи­ческих кам­па­ний 40-х годов, после­довательно уни­что­жав­ших в нашей стра­не науч­ное и культур­ное твор­че­ство, при­чем в раз­ных сфе­рах – от  музы­ки до гене­ти­ки, от меди­ци­ны до фило­со­фии. Будучи собра­ны под одной облож­кой, тек­сты докумен­тов и рас­сказ о свя­зан­ных или инспи­ри­ро­ван­ных эти­ми тек­ста­ми собы­ти­ях произ­водят впе­чат­ле­ние тоталь­но­го безу­мия и все­об­ще­го оди­ча­ния.

П. А. Дружинин «Идеология и филология. Ленинград. 1940-е годы. Документальное исследование»
.

Пер­вая гла­ва – «Боль­шая идео­логия» – зани­ма­ет почти 200 стра­ниц и слу­жит вве­де­ни­ем к исследо­ванию в целом. В ней дает­ся обзор важ­ней­ших «идео­ло­ги­че­ских» По­становлений ЦК, начи­ная с 1943 года, вклю­чая и те, что име­ли харак­тер «цир­ку­ляр­ных писем», т.е. не пуб­ли­ко­ва­лись в откры­той печа­ти, а рассыла­лись по спис­кам «заин­те­ре­со­ван­ным лицам» и ор­ганизациям. Так мы узна­ем, напри­мер, что ата­ка на Зощен­ко в свя­зи с его пове­стью «Перед вос­ходом солн­ца» нача­лась еще зимой 1943 года.

Даль­ше сле­ду­ет ана­лиз соот­вет­ству­ю­щих доку­ментов и поста­нов­ле­ний о фило­со­фии, об исто­рической нау­ке, о жур­на­лах «Звез­да» и «Ленин­град», о кино, о репер­ту­а­ре дра­ма­ти­че­ских теа­тров, а так­же рас­сказ о «деле Клю­е­вой – Рос­ки­на», опи­са­ние раз­гро­ма музы­ки и музы­каль­ных кри­ти­ков, био­ло­гии и гене­ти­ки.

И, нако­нец, кам­па­ния по борь­бе с космополи­тизмом, при­няв­шая уже откры­то анти­се­мит­ский харак­тер в редак­ци­он­ной ста­тье «Прав­ды» «Об одной анти­па­три­о­ти­че­ской груп­пе театраль­ных кри­ти­ков» (номер от 28 янва­ря 1949 года). Анти­се­мит­ская подо­пле­ка это­го поста­нов­ле­ния и «арт­под­го­тов­ка» к нему авто­ром осве­ще­на в основ­ных чер­тах .Завер­ша­ет гла­ву 1 раз­дел «Го­сударственный анти­се­ми­тизм под при­кры­ти­ем» (более подроб­но об этом см. тру­ды Ген­на­дия Костыр­чен­ко, в част­но­сти: «Тай­ная поли­ти­ка Стали­на. Власть и анти­се­ми­тизм» – М.: «Международ­ные отно­ше­ния», 2003; «Ста­лин про­тив „космо­политов“. Власть и еврей­ская интел­ли­ген­ция в СССР» – М.: РОССПЭН, 2010).

В сле­ду­ю­щих гла­вах Дру­жи­нин сосредоточил­ся на собы­ти­ях в Ленин­гра­де – на фил­фа­ке ЛГУ, в Пуш­кин­ском Доме и свя­зан­ных с эти­ми цен­тра­ми учре­жде­ни­ях. Заклю­ча­ет иссле­до­ва­ние гла­ва 7 -«Дей­ству­ю­щие лица и испол­ни­те­ли» – с под­разделами «Жерт­вы», «Герои» и «Pоst scriptum».

Итак, сюжет­ный центр иссле­до­ва­ния – это исто­рия раз­гро­ма ленин­град­ской шко­лы литерату­роведения и фольк­ло­ри­сти­ки, при­чем нам рас­скажут и о гони­мых, и о гони­те­лях, а так­же и об «осто­рож­ных» и «пере­жи­дав­ших».

Для адек­ват­но­го пони­мания идео­ло­ги­че­ских кам­паний 40-х годов – в том чис­ле кара­тель­ной кам­пании, извест­ной как «Ленин­град­ское дело», – су­щественно знать, что вооб­ще пред­став­ля­ла со­бой жизнь в опу­сто­шен­ном бло­ка­дой Ленин­гра­де. Поэто­му осо­бое вни­ма­ние автор уде­лил обще­му поло­же­нию в горо­де во вре­мя бло­ка­ды и по­сле нее, а так­же само­му «Ленин­град­ско­му делу». Ведь рек­то­ром ЛГУ и, тем самым, весь­ма влия­тельной фигу­рой в совет­ской обра­зо­ва­тель­ной и куль­тур­ной поли­ти­ке дол­гое вре­мя был А. А. Воз­несенский, род­ной брат Н. А. Воз­не­сен­ско­го – вид­ного совет­ско­го поли­ти­че­ско­го дея­те­ля, избран­ного Ста­ли­ным на роль лиде­ра мифи­че­ской ле­нинградской «оппо­зи­ции».

Что­бы чита­тель мог пред­ста­вить себе мас­штаб источ­ни­ко­вед­че­ской базы иссле­до­ва­ния Дружи­нина, крат­ко ска­жу о типах доку­мен­тов, обследо­ванных авто­ром. Это и раз­но­об­раз­ные печат­ные источ­ни­ки – и тут самое вре­мя упомя­нуть сбор­ни­ки серии «Рос­сия. ХХ век. Доку­мен­ты», ини­ци­и­ро­ван­ной в свое вре­мя А. Н.Яковлевым, и серию «До­кументы совет­ской исто­рии». Это и пери­о­ди­ка – жур­на­лы, газе­ты, в том чис­ле «мно­го­ти­раж­ки». Издава­лись и сте­но­грам­мы сове­ща­ний ЦК, выступ­ле­ния круп­ных пар­тийных дея­те­лей, а так­же лек­ции Все­со­юз­но­го обще­ства по рас­про­стра­не­нию поли­тических и науч­ных зна­ний. Поз­же изда­ва­лась и пере­писка тех лет – в частно­сти, бес­цен­ным памятни­ком эпо­хи явля­ет­ся из­данная в 1998 году пе­реписка М. К. Аза­дов­ско­го и Ю. Г. Окс­ма­на. Есть и мему­ар­ные источ­ни­ки. К сожа­лению, в рукопи­си оста­ют­ся по­истине бесцен­ные «Запис­ки» О. М. Фрей­ден­берг, кото­рые были авто­ру предо­ставлены Н. В. Бра­гин­ской; Дру­жи­нин их обиль­но цити­ру­ет. Осо­бен­но крас­но­ре­чи­вы печат­ные ма­териалы с гри­фом «Сек­рет­но», под­ле­жа­щие, как извест­но, уни­что­же­нию по про­ше­ствии опреде­ленного вре­ме­ни. Но и они, как ока­за­лось, ино­гда «не горят». Напри­мер, в част­ном собра­нии уце­лел экзем­пляр спра­воч­ни­ка 1930 года «На­учные кад­ры ВКП(б)».

Неопуб­ли­ко­ван­ные источ­ни­ки так­же были об­следованы авто­ром со все­воз­мож­ной пол­но­той. Это доку­мен­ты выс­ших орга­нов вла­сти – госу­дарственных и пар­тий­ных; это слу­жеб­ные ин­струкции и дирек­тив­ные мате­ри­а­лы, отложив­шиеся в фон­дах учре­жде­ний и лич­ных фон­дах. И это, напри­мер, тек­сты новост­ных выпус­ков ле­нинградского радио, сохра­нен­ные уже на маг­нитных носи­те­лях и – что совсем поразитель­но – не под­верг­ши­е­ся чист­ке в свя­зи с «Ленин­градским делом»!

Есть и неиз­дан­ные днев­ни­ко­вые и мему­ар­ные запи­си и т.д. Весь­ма зна­чи­мы ком­мен­та­рии ав­тора, каса­ю­щи­е­ся сего­дняш­ней доступ­но­сти ар­хивных мате­ри­а­лов. «Вве­де­ние» к исследова­нию крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ет о том, что если вы про­фес­си­о­наль­но заня­ты реконструк­цией наше­го недав­не­го про­шло­го, то луч­ше по­спе­шить, посколь­ку архи­вы ста­но­вят­ся всё ме­нее и менее доступ­ны даже для иссле­до­ва­те­ля с пору­чи­тель­ства­ми и рега­ли­я­ми.

Что каса­ет­ся основ­но­го тек­ста тру­да П. А. Дру­жинина, то я бы счи­та­ла необ­хо­ди­мым вне­сти эту рабо­ту в спи­сок «обя­за­тель­ных». Обя­за­тель­ных для всех, кто сда­ет вузов­ский экза­мен по исто­рии СССР, да и любой ква­ли­фи­ка­ци­он­ный экза­мен, пред­по­ла­га­ю­щий общие зна­ния о рус­ской куль­туре в целом, вклю­чая исто­рию совет­ской нау­ки. Уча­щи­е­ся 11-х клас­сов, на мой взгляд, с боль­шой поль­зой для себя мог­ли бы про­чи­тать хотя бы гла­ву 1 дан­но­го тру­да – «Боль­шую идеоло­гию». Без пред­став­ле­ния об опи­сан­ных там «Поста­нов­ле­ни­ях…» и эпи­зо­дах борь­бы то с писате­лями и поэта­ми, то с гене­ти­кой, то с композито­рами пони­ма­ние исто­рии СССР – а так­же исто­рии Рос­сии – будет весь­ма непол­ным.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
2 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ВладимирHmelnikov Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Hmelnikov
Hmelnikov

Я вырос в мало­гра­мот­ной семье, пото­му дол­го не мог понять суть совет­ской систе­мы. Пока одна­жды не дошло: суть систе­мы-бери боль­ше и кидай даль­ше при усло­вии, что фонд зар­пла­ты не меня­ет­ся. Ну, а посколь­ку эко­но­ми­че­ской заин­те­ре­со­ван­но­сти тру­дить­ся не было, нуж­на была атмо­сфе­ра тоталь­но­го стра­ха. Если не было при­чин-выду­мы­ва­ли пово­ды. Типа… да любых типов. Паро­дий­ные отрыж­ки этой систе­мы в наше вре­мя пред­став­ле­ны в виде пути­низ­ма. Вне вся­ко­го сомне­ния, сво­бод­ное обще­ство Аме­ри­ки вздрог­нет от стра­ха перед делом Димы Яко­вле­ва.:)) Маль­чиш­ку, дей­стви­тель­но, жаль. И я его при­ём­ных роди­те­лей отнюдь не защи­щаю. Но где были наши защит­ни­ки спра­вед­ли­во­сти рань­ше? Вре­мя паро­дий… Что каса­ет­ся ста­ли­низ­ма, то без обсуж­де­ния его пред­те­чи, лени­ни­за, нам… Подробнее »

Владимир
Владимир

Явля­ет­ся ли Туха­чев­ский порож­де­ни­ем лени­низ­ма?
Отча­сти да. Но он и порож­де­ние бона­пар­тиз­ма, а ещё рань­ше – цеза­риз­ма.

Но поче­му мар­шал вос­при­нял имен­но их (цеза­ризм-бона­пар­тизм-лени­низм), а не, напри­мер, «Непро­тив­ле­ние…» Л.Толстого?
Да пото­му, что таким уро­дил­ся, и в такую сре­ду попал!
В чело­ве­ке есть отри­ца­тель­ная и поло­жи­тель­ная духов­ность. Систе­ма вос­пи­та­ния, сло­жив­ше­е­ся миро­воз­зре­ние опре­де­ля­ют каким путём по жиз­ни пой­дёт чело­век: будет ли он вести борь­бу со сво­ей отри­ца­тель­ной духов­но­стью или пота­кать (слу­жить) ей…

Владимир
Владимир

О том какое миро­воз­зре­ние долж­но быть у совре­мен­но­го чело­ве­ка вы може­те узнать здесь:
http://otkpblto.ru/index.php?showtopic=5485&st=0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: