Бегство водорослей

Микроскопические водоросли Heterosigma akashiwo
Микроскопические водоросли Heterosigma akashiwo (http://en.wikipedia.org)

Океанографы из Высшей школы океанографии Род-Айлендского университета (США) впер­вые наблюдали поведение избегания хищника у микроскопической морской водоросли (Heterosigma akashiwo). Статья появилась в сентябрьском номере журнала PLOS ONE.

«Хорошо известно, что фитопланктонные организмы могут контролировать свое движение в воде, направ­ляясь в сторону света или питательных веществ, — го­ворит докторант Род-Айлендского университета и одна из авторов статьи Сюзанна Менден-Дойер (Susanne Menden-Deuer). — Новым оказалось то, что они спо­собны реагировать на хищников, уплывая от них. Мы не знаем других подобных случаев у растений».

Открытие было сделано случайно. Изучая проис­ходящие в океане трехмерные взаимодействия типа хищник — жертва между фито- и зоопланктоном, ис­следователи обратили внимание на то, что фитоплан­ктон H. akashiwo в присутствии хищной инфузории (Favella sp.) начинал двигаться ина­че. Его скорость плавания увели­чивалась на 38%, а скорость вер­тикального движения — на 29% в сравнении с контролем (отфиль­трованной морской водой). Серия лабораторных исследований по­казала, что фитопланктон убега­ет не только в непосредственной близости от хищников, но и в воде, содержащей их некоторое время назад. «Фитопланктон на­столько чутко реагирует на присут­ствие хищника, что может убегать даже от малейшего запаха, при­сущего им», — поясняет Менден-Дойер. Когда ученые предоста­вили фитопланктону в качестве убежища пространство с более низкой соленостью морской воды, непереносимой для инфузорий, фитопланктон двинулся в сторону убежища. Важный вопрос, затронутый исследователями, — как эти взаимодействия влияют на выживаемость вида-жертвы. Хищничество одноклеточным зоопланктоном — важ­нейший фактор смертности для фитопланктона в оке­ане, а бегство помогает морской водоросли выживать.

Микроскопическая водоросль Heterosigma akashiwo убегает от хищной инфузории Favella sp.

Хищники съедают весь фитопланктон за сутки, но при наличии убежища численность популяции H. akashiwo может удваиваться за 48 часов. В большинстве случаев быстрое увеличение численности микроскопических водорослей до миллионов клеток на литр выгодно пи­тающимся ими обитателям водного мира. Недостатком же неконтролируемого роста популяции микроскопиче­ских водорослей является изменение цвета воды. При особых условиях (например, в закрытых заливах) цве­тение может стать настолько плотным, что это способ­ствует гибели рыбы и беспозвоночных из-за сильно­го снижения содержания кислорода. Некоторые виды фитопланктона могут продуцировать токсины, тем са­мым нанося огромный ущерб марикультурным хозяйствам. Их посту­пление по пищевым цепям вызывает гибель морских млекопитаю­щих, птиц, рыб. Ученые полагают, что убегание от хищников — это еще один важный фактор распростра­нения цветения в океане, кото­рое не всегда можно объяснить особенностями роста и доступно­стью питательных веществ. Впол­не возможно, что не последнюю роль тут играют именно взаимоот­ношения фитопланктона-жертвы и зоопланктона-хищника.

Пока не ясно, насколько об­щим является такое поведение и как много других видов фитопланктона спасается бегством от хищников.

Татьяна Борисова

www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0046438

Harvey EL, Menden-Deuer S (2012) Predator-Induced

Fleeing Behaviors in Phytoplankton: A New Mechanism for

Harmful Algal Bloom Formation? PLoS ONE 7(9): e46438.

doi:10.1371/journal.pone.0046438