ТрВ №18 (112N) за 2012 г.: Очередной перекресток

Анонс номера

Новое вино? Ветхие мехи? (стр. 1-3)
3 сентября 2012 года в «Ведомостях» вышла статья «Ставка на новое содержание», написанная ректором Московской школы управления «Сколково» Андреем Волковым и министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. Наша газета обратилась к ряду ученых, работающих в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, с просьбой прокомментировать основные тезисы этой статьи. С комментариями выступили: Антон Конушин, Виктор Васильев, Михаил Соколов, Сергей Ландо, Юрий Авербух, Александр Филлипов.

Сентябрь уж наступил…

Рекордов не предвидится
Интервью со знаменитым геронтологом — стр. 13

Неизведанная область
Фамилии, цифры и качество футболистов — стр. 14-15

РФФИ: больше открытости, меньше бюрократизма (стр. 4)
Дмитрий Дьяконов, Олег Мельник
В июле 2012 года Бюро Совета РФФИ обратилось ко всем членам Совета с просьбой высказать предложения по совершенствованию работы РФФИ. Два новых члена Совета решили объединить свои предложения и подписать их совместно. Предложения были отправлены 8 августа 2012 года в адрес Бюро. Они являются продолжением и развитием двух писем, подписанных тысячами научных работников весной 2012 года. Также их активно обсуждали на сайте Общества научных работников (ОНР).

Очевидное – невероятное о Капице (стр. 5)
Марина Аствацатурян, Юрий Виноградов
Для многих людей в нашей стране Сергей Капица в течение десятилетий был символом науки. Недаром он регулярно попадал в списки самых известных ученых, опережая даже нобелевских лауреатов. Публикуем воспоминания об известном (может быть даже самом известном у нас) популяризаторе науки.

Система двух ключей (стр. 6-7)
Ирина Якутенко
Сформирован новый Общественный совет при Минобрнауки. Прошло первое заседание. Многие участники встречи высказали по ее итогам сдержанный оптимизм. Может быть и в самом деле, удастся как-то влиять на решения министерства.

«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша…» (стр. 7)
Ольга Закутняя
В список самых важных научных открытий 2012 года наверняка войдет обнаружение удивительных свойств скопления галактик SPT_CL J2344-4243, получившего название Феникс. В нем достоверно обнаружен долгожданный «поток с охлаждением» (cooling flow). Газ течет в центр скопления, что приводит к колоссальному темпу образования звезд в центральной галактике.

Маковой соломки подстелить (стр. 8)
Сергей Белков, Игорь Зеленин
Зюзинский суд Москвы 20 августа санкционировал арест эксперта Пензенского НИИ сельского хозяйства Ольги Зелениной на основании обвинений в пособничестве контрабанде наркотических средств в особо крупных размерах. По сути, эксперта обвиняют в том, что ее заключение не соответствует тому, что хотели услышать сотрудники правоохранительных органов. Это ставит под угрозу сам институт независимой экспертизы. Мы публикуем комментарий нашего колумниста, а также комментарий мужа Ольги Зелениной.

Норные песни (стр. 10)
В заметке описано, какой смысл несут любовные песни одного из видов лягушек. Оказывается, что из них можно извлечь гораздо больше смысла, чем из банальной серенады.

Быстрый доступ к научной картине мира (стр. 10)
Научная картина мира становится все сложнее, и неспециалисту всё труднее в ней разобраться. Видимо, необходим некий новый механизм для популяризации и вообще для донесения информации о результатах научных исследований для неспециалистов, особенно если им это нужно для дела. Может быть новые информационные технологии позволят добиться успеха?

Широко распахнутое окно (стр. 11)
Павел Амнуэль
В этом году исполнилось 50 лет рентгеновской астрономии. В 1962 году, еще до спутников – в ходе ракетных экспериментов, – был открыт первый рентгеновский источник за пределами Солнечной системы. Сейчас рентгеновская астрономия – огромная область современной науки, вооруженная космическими обсерваториями стоимостью в несколько миллиардов долларов. О некоторых этапах большого пути повествуется в статье.

Трипольское зеркало (стр. 12)
Проблемы в общении ученых и тележурналистов существуют не только у нас. Есть они и на Украине. Автор рассказывает о том, с чем ему пришлось столкнуться.

Рекордов не предвидится (стр. 13)
Алексей Левин
Ученым удается существенно продлить жизнь мышам. Наверное, это своего рода компенсация мышиному народу за всё то, что ему приходится выносить от ученых. Можно ли ожидать, что в ближайшем будущем эти успехи можно будет перенести и на людей? На вопросы ответил известный ученый Анджей Бартке.

Количественная оценка качества (стр. 14-15)
Илья Мирмов
Попытки научного анализа различных аспектов спортивных состязаний, подготовки и состава команд и т.д. постоянно предпринимаются. Приводим результаты еще одной, связанной с футболом.

АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ:

Черта местности (стр. 13)
Ирина Левонтина

Праздник чтения (стр. 14)