Поступай как соседи

Перед птицами, приступающими весной к гнездованию, стоит серьезная проблема — сколько яиц откладывать. От принятого решения зависит судьба будущих птенцов. В благоприятных условиях пара может себе позволить многочисленное потомство, а в бескормицу родителям не поднять всю ораву, птенцы погибнут, а самка напрасно потратит силы, откладывая лишние яйца, так что лучше ей в таком случае ограничиться минимальной кладкой. Всё это понятно, но проблема заключается в том, чтобы оценить местные условия правильно и быстро, потому что времени у птиц мало, особенно на севере. Лето там короткое.

Самка мухоловки-пеструшки на яйцах (http://upload.wikimedia.org)

Судя по всему, птицы с этой задачей успешно справляются, но, по каким приметам они определяют качество окружающей среды, ученые не знают. Финские биологи из университетов Оулу и Ювяскюля под руководством доктора Юкки Форсмана (Jukka T. Forsman) доказали, что перелетные птицы, определяясь с количеством яиц, ориентируются на размер кладки тех видов, которые постоянно живут в данной местности и раньше приступают к размножению. Исследователи экспериментировали с мухоловкой-пеструшкой Ficedula hypoleuca. Это перелетная лесная птичка размером 12-13 см. Зимует она в Африке, а весной возвращается в родные места и в мае садится на гнездо, которое предпочитает устраивать в защищенных местах. Дупла и специально сделанные деревянные домики подходят идеально. С мухоловкой обычно соседствует большая синица Parus major. Она практически такого же размера, что и мухоловка, живет в лесах и парках, питается насекомыми и тоже любит скворечники. Потребности у двух видов практически одинаковые: что хорошо для синицы, то и мухоловке подойдет. Только большие синицы на зиму никуда не улетают, и к тому времени, когда F. hypoleuca возвращаются из Африки, у них уже готова кладка. Мухоловки часто заглядывают синицам в гнезда, несмотря на то, что P. major агрессивны и незваных гостей не жалуют.

Финские биологи работали в окрестностях города Оулу в северной части страны. Они выбрали несколько экспериментальных участков, где нет синиц, и в каждом разместили деревянный домик с искусственным гнездом P. major, сделанными из мха и шерсти животных, т. е. из тех же материалов, из которых их вьют синицы. В гнезда положили пластиковые яйца; их выкрасили бледной краской и покрыли коричневыми крапинками, чтобы были похожи на настоящие. Яиц было либо 4, как в минимальной кладке, либо тринадцать, как в максимальной. Отложив яйца, синицы их не насиживают, поэтому кладка, свободно лежащая в гнезде, выглядит естественно. Все синичники были похожи и располагались на сходных деревьях. Рядом с каждым вешали один или несколько пустых домиков, предназначенных для мухоловок. Исследователи предпочли искусственные кладки, поскольку они позволяют регулировать количество яиц. Кроме того, синицы — агрессивные и шумные соседи, их присутствие может отпугнуть мухоловку. Ученые рассчитывали, что мухоловки облюбуют приготовленные для них домики, заглянут в соседние, оценят размер кладки и соответственно скорректируют количество собственных яиц.

Так и произошло. F. hypoleuca занимали от 60 до 65 % приготовленных для них мест. За два сезона потомство оставили 80 самок; финские орнитологи оценивали время, когда мухоловки приступали к откладыванию яиц, их количество и массу сразу после откладывания, а также возраст самки.

Средний размер мухоловкиной кладки — 6 яиц. Птички, угнездившиеся рядом с «синичником», в котором лежало 13 яиц, снесли на 0,42 яйца (6,9 %) больше, чем птицы, которые ориентировались на минимальную кладку. Их яйца также немного тяжелее — на 4,5 %, или 0,072 г. Чем позже отложены яйца, тем они мельче.

Главный вывод исследователей заключается в том, что количество снесенных мухоловкой яиц зависит от размера кладки другого вида, раньше приступившего к размножению.

Кладка большой синицы. Настоящая (http://upload.wikimedia.org)

Причем у мухоловок не могло быть сомнений в том, что кладка принадлежит другому виду: их собственные гнезда сделаны из травы и кусочков коры, а яйца бледноголубые. Условия эксперимента не позволяют определить, какой механизм тут задействован, но взрослые самки реагируют на размер соседской кладки сильнее, чем молодые, следовательно, определенную роль в этом играет личный опыт. Взрослая мухоловка на своем веку посетила немало синичьих гнезд, навидалась кладок и может сопоставить их размер с условиями для выращивания собственного потомства.

В более ранних исследованиях финские биологи показали, что размер кладки соседа влияет и на выбор гнезда. Ученые рисовали вокруг входа в синичник яркий белый треугольник или круг. Такими же фигурами украсили и домики, предназначенные для мухоловок. У птичек был выбор, и оказалось, что самки F. hypoleuca предпочитают домики, помеченные так же, как синичники с большой кладкой, а если в гнезде синицы яиц мало, мухоловки селятся в домиках с другим рисунком. Так что размер кладки другого вида, который живет в этих местах постоянно и раньше приступает к размножению, влияет на разные аспекты поведения перелетных птиц и представляет собой важнейший источник информации. Способность воспользоваться этими сведениями — адаптация, позволяющая перелетным птицам оценить качество гнездовой территории и будущее собственного потомства. Чужой опыт для них бесценен, осталось только выяснить, откуда синицы обо всем знают.

Jukka T. Forsman, Janne-Tuomas Seppanen, &