Гремучие змеи предпочитают родственников

Змеи слывут асоциальными животными; если и есть между ними взаимоотношения, то по большей части враждебные. Даже родства они не помнят и не признают. Это расхожее мнение о змеях опровергают исследования американских биологов, проведенные под руководством доктора Ралона Кларка (Rulon W. Clark) из Университета Сан-Диего и Гарри Грина (Harry W. Greene), профессора факультета экологии и эволюционной биологии Кор-нельского университета.

Беременные самки Crotalus horridus греются на солнышке. Сестры, наверное. Фото из статьи

Ученые работали с полосатыми гремучниками Crotalus horridus. Почему-то любят американцы гремучих змей. Зиму C. horridus проводят в норах, в спячке. Весной они пробуждаются, несколько дней греются на солнышке, а потом расползаются, чтобы осенью вернуться и заснуть на зиму, нередко в той же норе. У них очень развита филопатрия – любовь к родным местам. Беременные самки никуда не уползают, а проводят лето в «родовом гнезде», держатся группами, сообща греются на солнышке. Исследователи предположили, что змеи собираются в группы по родственному принципу. Чтобы проверить свою гипотезу, они взяли пробы ткани у 29 беременных C. horridus из 12 групп, а весной и осенью материал собирали у гремучников разного пола и возраста, сползавшихся вместе для спячки. Наличие родственных связей между змеями ученые устанавливали, анализируя их микросателлитную ДНК (короткие повторяющиеся последовательности).

Оказалось, что по родственному признаку объединяются для спячки молодые гремучники обоего пола, скорее всего, молодежь из одной кладки. Среди родных проводят лето и беременные самки. Это наиболее уязвимые категории C. horridus, и в такие периоды, когда им жизненно важно держаться вместе, они предпочитают быть среди своих. Самая веская причина для объединения – терморегуляция. Молодые змеи чувствительнее к перепаду температур, чем взрослые, поскольку у них выше соотношение площади поверхности тела к его объему. У беременных самок тоже особые требования к температуре: она постоянно должна быть высокой. Регулировать температуру тела змеям легче сообща, чем поодиночке. Тут многое зависит от положения животного в клубке, его нужно регулярно менять, для чего группа должна действовать слаженно, и, возможно, родственникам по каким-то причинам проще взаимодействовать. Самки, которые греются на солнышке, открыты взорам хищников. Не исключено, что C. horridus, защищаясь от врагов, координируют действия, выделяя особые феромоны.

В научной периодике время от времени появляются сообщения о социальной жизни рептилий. Простейшие родственные взаимоотношения исследователи уже обнаружили у морской змеи Emydocephalus annulatus, обыкновенной медянки Coronella austriaca, некоторых видов гадюк. Работа американских биологов – еще одно звено в этой цепи. Социальная жизнь змей не бросается в глаза, поскольку они не привлекают внимание друг друга жестами, громкими звуками и яркими красками. Скорее всего змеи общаются с помощью химических сигналов.

Так что социальных животных больше, чем кажется. Исследователи надеются с помощью молекулярно-генетических подходов обнаружить доселе скрытые родственные взаимодействия.

Rulon W. Clark, William S. Brown, Randy Stechert, and Harry W. Greene Cryptic sociality in rattlesnakes (Crotalus horridus) detected by kinship analysis Biol. Lett. August 23, 2012 8 523-525; published ahead of print February 22, 2012, doi:10.1098/rsbl.2011.1217