Крупнейшая 3D-карта галактик

Слоановский цифровой обзор неба (Sloan Digital Sky Survey III SDSS-III) на прошлой неделе выпустил самую подробную трехмерную карту массивных галактик и черных дыр, которая должна оказать помощь астрономам в объяснении таинственных феноменов – темного вещества и темной энергии, ответственных за 96 % всей массы и энергии Вселенной.

На этой карте отмечено положение 1,5 млн массивных галактик, расположенных в пределах 6 млрд световых лет от Земли, а также 160 тыс. квазаров – сверхмассивных черных дыр, активно поглощающих окружающее вещество (звезды и газ) и удаленных от нас на расстояния до 12 млрд световых лет.

С такой картой ученые могут проследить историю Вселенной за последние 6 млрд лет и произвести более точные оценки количества темного вещества (материи, которую мы не можем наблюдать непосредственным образом, поскольку она не испускает и не поглощает свет) и еще более таинственной темной энергии, ответственной за ускоренное расширение Вселенной.

Проект SDSS-III в настоящее время прошел лишь половину отведенного ему шестилетнего срока, а к моменту его завершения в 2014 году ученые обещают выпускать в три раза больше данных.

М. Б.