Лингвистика на берегу Дубны

Фото А. Буга

В совет­ском филь­ме «Эки­паж» есть такая сце­на. В само­ле­те, кото­рый забрал ране­ных из охва­чен­но­го пожа­ром город­ка неф­тя­ни­ков, хирург дела­ет сроч­ную опе­ра­цию эва­ку­и­ро­ван­ной пас­са­жир­ке. «А я, меж­ду про­чим, меч­та­ла в меди­цин­ский посту­пить. Посту­пи­ла бы – не лете­ла бы сей­час», – взды­ха­ет та. «А я вот кон­чил меди­цин­ский и лечу. Судь­бу не обма­нешь», – отве­ча­ет док­тор.

Летом 1992 года меня как при­зе­ра Мос­ков­ской тра­ди­ци­он­ной олим­пи­а­ды по линг­ви­сти­ке при­гла­си­ли участ­во­вать в Лет­ней линг­ви­сти­че­ской шко­ле в Дубне, про­во­див­шей­ся тогда впер­вые. Я отка­зал­ся. Навер­ное, это была одна из самых боль­ших оши­бок в моей жиз­ни. А Воло­дя Фай­ер, кото­рый учил­ся в парал­лель­ном клас­се, поехал. И вот спу­стя ров­но два­дцать лет, в июле 2012-го, мы с Воло­дей при­вет­ству­ем участ­ни­ков XIV Лет­ней линг­ви­сти­че­ской шко­лы в Дубне. Судь­бу не обма­нешь…

Лёва Коз­лов, уче­ник 10 клас­са из Моск­вы, обла­да­тель I места
на олим­пиа­де ЛЛШ

Мы с Воло­дей – «сред­нее зве­но» эки­па­жа, орг­ко­ми­те­та ЛЛШ. Стар­шие – авто­ры идеи и орга­ни­за­то­ры всех наших лет­них линг­ви­сти­че­ских школ Мак­сим Крон­гауз и Еле­на Мура­вен­ко. Млад­шие – Алек­сандр Пипер­ски, Анна Кады­ко­ва, Антон Сомин, Ники­та Медян­кин. Боль­шин­ство – из Инсти­ту­та линг­ви­сти­ки РГГУ (от дирек­то­ра до све­же­ис­пе­чен­но­го выпуск­ни­ка), но есть сре­ди нас и пред­ста­ви­те­ли дру­же­ствен­ных уни­вер­си­те­тов – МГУ и ВШЭ. Такая же про­пор­ция и сре­ди сту­ден­тов, кото­рые помо­га­ют нам про­во­дить шко­лу. А пре­по­да­ва­те­ли ЛЛШ – из самых раз­ных вузов и инсти­ту­тов, при­чем мно­гие одно­вре­мен­но рабо­та­ют в несколь­ких местах: РГГУ, МГУ, ВШЭ, МГПУ, СПб­ГУ, ака­де­ми­че­ских инсти­ту­тах (язы­ко­зна­ния, восто­ко­ве­де­ния, сла­вя­но­ве­де­ния, рус­ско­го язы­ка, про­блем пере­да­чи инфор­ма­ции), шко­лах и гим­на­зи­ях. Линг­ви­стов не так мно­го, они нарас­хват.

А еще фир­мы, где рабо­та­ют ком­пью­тер­ные линг­ви­сты, – преж­де все­го ABBYY и Яндекс. Обе ком­па­нии дав­но сотруд­ни­ча­ют с Лет­ней линг­ви­сти­че­ской шко­лой – не толь­ко под­дер­жи­ва­ют шко­лу финан­со­во и предо­став­ля­ют при­зы, но и рас­ска­зы­ва­ют школь­ни­кам об инте­рес­ных вещах, кото­ры­ми там зани­ма­ют­ся.

Андрей Зализ­няк отве­ча­ет на вопро­сы школь­ни­ков

Ком­пью­тер­ная линг­ви­сти­ка в Рос­сии сей­час пере­жи­ва­ет пери­од рас­цве­та – но без при­то­ка све­жих сил она неми­ну­е­мо зачах­нет. Те, кому инте­ре­сен машин­ный пере­вод, авто­ма­ти­че­ское извле­че­ние зна­ний из тек­стов, созда­ние ком­пью­тер­ных сло­ва­рей, вни­ма­тель­но слу­ша­ют, как это дела­ет­ся в ABBYY, и зада­ют каверз­ные вопро­сы. А Яндекс про­во­дит сре­ди участ­ни­ков ЛЛШ игру: как научить поис­ко­ви­ки нахо­дить имен­но то, что хотел узнать поль­зо­ва­тель, или как опре­де­лять пол авто­ра поис­ко­во­го запро­са.

Одни увле­чен­но сочи­ня­ют слож­ные алго­рит­мы; кста­ти, эти же школь­ни­ки с наи­боль­шим инте­ре­сом слу­ша­ют лек­цию зна­ме­ни­то­го мате­ма­ти­ка Вла­ди­ми­ра Успен­ско­го о гео­мет­рии рас­по­ло­же­ния и под руко­вод­ством про­фес­со­ра РГГУ Геор­гия Шаба­та срав­ни­ва­ют поря­док слов в язы­ке и мате­ма­ти­ке. Кого-то из них ком­пью­тер­ные линг­ви­сты через несколь­ко лет навер­ня­ка уви­дят в сво­их рядах. Дру­гие же вдох­но­вен­но ана­ли­зи­ру­ют на семи­на­рах поэ­ти­че­ские тек­сты и «пере­во­дят» эле­гию Лер­мон­то­ва вер­либ­ром на совре­мен­ный язык.

Про­грам­ма ЛЛШ ино­гда выплес­ки­ва­ет­ся за пре­де­лы соб­ствен­но линг­ви­сти­ки, и кро­ме есте­ствен­но сопут­ству­ю­щих ей мате­ма­ти­ки и фило­ло­гии в этом году речь на шко­ле захо­ди­ла об антро­по­ло­гии (семи­на­ры о систе­мах род­ства и кален­дар­ных систе­мах в раз­ных язы­ках), о пси­хо­ло­гии (ком­пью­тер­ное моде­ли­ро­ва­ние чело­ве­че­ских эмо­ций), о био­ло­гии (исто­рия куль­тур­ных рас­те­ний по дан­ным раз­ных язы­ков) и даже о химии (про­ис­хож­де­ние назва­ний эле­мен­тов таб­ли­цы Мен­де­ле­е­ва).

Но боль­шая часть лек­ций и семи­на­ров посвя­ще­на все-таки цен­траль­но­му объ­ек­ту изу­че­ния линг­ви­сти­ки – есте­ствен­но­му язы­ку. Как все­гда, зал был полон на лек­ции ака­де­ми­ка РАН Андрея Зализ­ня­ка (хотя доро­га из Моск­вы в Дуб­ну и обрат­но зани­ма­ет пол­дня, мно­гие спе­ци­аль­но при­ез­жа­ют на шко­лу, что­бы послу­шать его) – в этом году она посвя­ще­на исто­рии рус­ско­го язы­ка. Мак­сим Крон­гауз рас­ска­зал о том, как на рус­ский язык вли­я­ет тех­ни­че­ский про­гресс. Вла­ди­мир Алпа­тов, ныне дирек­тор Инсти­ту­та язы­ко­зна­ния РАН, пока­зал, насколь­ко по-раз­но­му мож­но выде­лять в раз­ных язы­ках части речи.

Как соста­вить совре­мен­ный сло­варь, как изу­чать язы­ки Афри­ки, чем отли­ча­ют­ся друг от дру­га рус­ские диа­лек­ты, как язы­ки заим­ству­ют друг у дру­га грам­ма­ти­ку, что такое мик­ро­син­так­сис, отку­да берут­ся сло­ва, име­ю­щие сра­зу два про­ти­во­по­лож­ных зна­че­ния, чем жест похло­пы­ва­ния отли­ча­ет­ся от жеста пошле­пы­ва­ния и поче­му жите­ли неко­то­рых афри­кан­ских селе­ний вооб­ще обща­ют­ся исклю­чи­тель­но зна­ка­ми? Вопро­сов на линг­ви­сти­че­ской шко­ле мно­же­ство, а все­гда ли есть гото­вые отве­ты?

Чле­ны орг­ко­ми­те­та про­во­дят вечер­нюю игру: Мак­сим Крон­гауз, Антон сомин, Алек­сандр Пипер­ски, Борис Иом­дин

Мате­ма­ти­ке или рус­ско­му язы­ку мы учим­ся года­ми, а пред­ме­та «линг­ви­сти­ка» в шко­ле нет вовсе. Так мож­но ли уме­стить про­грам­му, ска­жем, отде­ле­ния тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной линг­ви­сти­ки в десять дней лет­них заня­тий? Разу­ме­ет­ся, такой зада­чи у нас нет. Про­сто о боль­шин­стве вещей, кото­ры­ми зани­ма­ют­ся линг­ви­сты, школь­ни­ки узна­ют на шко­ле впер­вые. Попав в мир, где люди ночи напро­лет ищут, в каких сло­вах уда­ре­ние пере­хо­дит с суще­стви­тель­но­го на пред­лог, или часа­ми спо­рят о том, разум­но ли счи­тать сою­зом выра­же­ние сла­ва богу, одни недо­умен­но пожи­ма­ют пле­ча­ми, а дру­гие обна­ру­жи­ва­ют, что имен­но здесь им уди­ви­тель­но инте­рес­но. «Какие семи­на­ры вы выбра­ли на первую поло­ви­ну шко­лы?», – спра­ши­ва­ет сво­их под­опеч­ных школь­ниц сту­дент­ка Люда. «Конеч­но, все!» – удив­лен­но отве­ча­ют те.

Рас­пи­са­ние шко­лы преду­смат­ри­ва­ет два сво­бод­ных часа в день – меж­ду утрен­ни­ми лек­ци­я­ми и обе­дом. Пря­мо за тер­ри­то­ри­ей – реч­ка Дуб­на. Есть волей­боль­ная пло­щад­ка. Есть несколь­ко тен­нис­ных сто­лов и бад­мин­тон­ные ракет­ки. Есть, нако­нец, кро­ва­ти в номе­рах, в кото­рых мож­но хоть чуть-чуть поспать, – ведь этим школь­ни­кам так инте­рес­но друг с дру­гом, что порой и по ночам они никак не могут наго­во­рить­ся. Но мно­гие участ­ни­ки шко­лы, кажет­ся, и в эти корот­кие сво­бод­ные часы не выхо­дят из кор­пу­са, где идут заня­тия. Ока­зы­ва­ет­ся, они запи­са­лись участ­во­вать в экс­пе­ри­мен­тах: как в крат­чай­шие сро­ки выучить ино­пла­нет­ный язык и кто луч­ше раз­ли­чит на слух исланд­ские соглас­ные и тоны в афри­кан­ском язы­ке кпел­ле.

Вече­ра­ми же школь­ни­ки, сту­ден­ты и пре­по­да­ва­те­ли либо раз­би­ва­ют­ся на коман­ды и игра­ют в интел­лек­ту­аль­ные игры (от уга­ды­ва­ния слов по тол­ко­ва­ни­ям из сло­ва­ря Даля до «Эру­дит-квар­те­та» и «Что? Где? Когда?»), либо соби­ра­ют­ся все вме­сте на лите­ра­тур­ные чте­ния: в этом году на шко­лу при­ез­жал поэт Лев Рубин­штейн.

Ники­та Зма­нов­ский, уче­ник 9 клас­са из Тюме­ни, и Вадим Фомин, уче­ник 9 клас­са из Кеме­ро­во, обла­да­те­ли III места на олим­пиа­де ЛЛШ

Лишь один день в сере­дине шко­лы нет лек­ций и семи­на­ров. Но и тут от линг­ви­сти­ки не скро­ешь­ся. В этом году мы впер­вые про­ве­ли на ЛЛШ, по образ­цу Мос­ков­ско­го фести­ва­ля язы­ков, соби­ра­ю­ще­го сот­ни посе­ти­те­лей, мини-фести­валь, где были пре­зен­та­ции дюжи­ны язы­ков мира – древ­не­ан­глий­ско­го, китай­ско­го, баск­ско­го, экс­пе­ран­то… А с утра до обе­да – олим­пи­а­да. Решать линг­ви­сти­че­ские зада­чи боль­шин­ство школь­ни­ков уже про­бо­ва­ли – сре­ди участ­ни­ков ЛЛШ мно­гие хотя бы раз были на Мос­ков­ской тра­ди­ци­он­ной олим­пиа­де по линг­ви­сти­ке. Но тут зада­чи обыч­но поза­ко­вы­ри­стей. Обсуж­дая олим­пи­ад­ные зада­чи на спе­ци­аль­ной Задач­ной комис­сии, мы порой взды­ха­ем: ну, такое раз­ве что на ЛЛШ кто-нибудь решит. Разу­ме­ет­ся, так оно обыч­но и быва­ет: нет такой зада­чи, кото­рая была бы не по силам ода­рен­ным школь­ни­кам, при­е­хав­шим на ЛЛШ.

Когда-то на шко­лу при­гла­ша­ли побе­ди­те­лей олим­пи­ад, участ­ни­ков линг­ви­сти­че­ских круж­ков и про­сто зна­ко­мых талант­ли­вых школь­ни­ков. Теперь появил­ся Интер­нет, а в нем – сайт «Линг­ви­сти­ка для школь­ни­ков» (lingling.ru). Любой школь­ник, кто не млад­ше 8-го и не стар­ше 10-го клас­са, может подать заяв­ку – и если орг­ко­ми­тет шко­лы уви­дит, что чело­век дей­стви­тель­но горит линг­ви­сти­кой или про­сто искренне хочет узнать, что же это за нау­ка, у тако­го чело­ве­ка боль­шие шан­сы ока­зать­ся сре­ди участ­ни­ков ЛЛШ.

Перед нача­лом вечер­них игр

Моск­ви­чам, конеч­но, про­ще. Во-пер­вых, ехать не так дале­ко, а во-вто­рых, боль­шую часть путев­ки опла­чи­ва­ет мос­ков­ский Депар­та­мент обра­зо­ва­ния. Заме­сти­тель дирек­то­ра Мос­ков­ско­го цен­тра непре­рыв­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния Вита­лий Арнольд уже мно­го лет под­ряд пер­вым встре­ча­ет участ­ни­ков ЛЛШ, при­е­хав­ших в Дуб­ну, и при­ни­ма­ет такое актив­ное уча­стие в про­ве­де­нии шко­лы, что кажет­ся нам, его кол­ле­гам по орг­ко­ми­те­ту, уже почти сво­им бра­том-линг­ви­стом. Грант на ЛЛШ выде­лил и Фонд неком­мер­че­ских про­грамм «Дина­стия», а с это­го года орга­ни­за­ци­он­ную под­держ­ку нам ока­зы­ва­ет Фонд фун­да­мен­таль­ных линг­ви­сти­че­ских иссле­до­ва­ний. У немос­ков­ских школь­ни­ков поехать на лет­нюю шко­лу на льгот­ных усло­ви­ях пока полу­ча­ет­ся неча­сто – для это­го нуж­но содей­ствие мест­ных депар­та­мен­тов обра­зо­ва­ния, а его добить­ся труд­но. И всё же сре­ди участ­ни­ков ЛЛШ это­го года – талант­ли­вые ребя­та из Ижев­ска, Кеме­ро­во, Набе­реж­ных Чел­нов, Ниж­не­вар­тов­ска, Санкт-Петер­бур­га, Тюме­ни и дру­гих горо­дов.

«Боль­шое спа­си­бо за еще десять насто­я­щих дней, про­ве­ден­ных в ЛЛШ! Всё рав­но это непе­ре­да­ва­е­мо», – напи­сал нам один из школь­ни­ков. Пере­дать атмо­сфе­ру Лет­ней шко­лы на бума­ге, дей­стви­тель­но, труд­но. И хотя теперь я сре­ди орга­ни­за­то­ров шко­лы, мне всё рав­но нико­гда не вер­нуть те десять насто­я­щих дней, кото­рые я мог бы про­ве­сти в ЛЛШ в дет­стве. Судь­бу не обма­нешь.

Борис Иом­дин, 
канд. фило­лог. наук,
с. н. с. Инсти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН,
доцент Инсти­ту­та линг­ви­сти­ки РГГУ
и факуль­те­та фило­ло­гии НИУ ВШЭ,
пре­по­да­ва­тель Шко­лы Яндек­са

Фото­гра­фии К. Гиля­ро­вой и А. Кады­ко­вой

 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • Ува­жа­е­мый Борис!
    Спа­си­бо за инте­рес­ную замет­ку.
    А Вы не мог­ли бы опуб­ли­ко­вать хотя бы несколь­ко задач с этой олим­пи­а­ды? Если мож­но, с реше­ни­я­ми.

    Ещё раз бла­го­да­рю,

    Миха­ил

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com