Моногамия — залог кооперации

Группа полосатых мышей

Есть такое явление – кооперативное размножение. Суть его заключается в том, что в группе животных размножается только одна самка, доминантная, а все остальные лишены этой возможности, но помогают матроне выращивать ее потомство. Не вполне понятно, почему взрослые особи заботятся о чужих детенышах,вместо того, чтобы иметь собственных. Большинство эволюционистов полагает, что в данном случае мы имеем дело с родственным отбором. Обычно все самки в такой группе – потомки доминантной особи, следовательно близкие родственницы, и детеныши, о которых они заботятся, им не чужие, а группа фактически представляет собой большую семью. Помогая выжить младшим братьям и сестрам, воспитатели передают следующим поколениям и свои гены. Такая точка зрения очень убедительна, но есть и другая, согласно которой кооперативное размножение может возникнуть в группе, члены которой не состоят в близком родстве. Эту версию проверили профессор зоологического факультета Кембриджского университета Тим Клаттон-Брок (Tim Clutton-Brock) и его постдок Дитер Лукас (Dieter Lukas), но подтверждения ей не нашли.

Репродуктивная кооперация хорошо известна именно в родственных группах: у насекомых, образующих семьи с единственной маткой – пчел, муравьев и термитов, и у тех видов птиц, в которых самцы хранят верность своей самке и не имеют обыкновения между делом спариваться с чужой. Поэтому все птенцы из одного гнезда – родственники не только по материнской, но и по отцовской линии.

Для млекопитающих совместное воспитание потомства в целом не характерно. Большинство млекопитающих полигамно, и самец, сделав свое дело, недолго остается с самкой, поэтому родственные отношения между членами группы неясны и, скорее всего, не очень близки. Но есть у млекопитающих и моногамные виды, образующие прочные пары на длительный срок. Их немного, не более 5 %, но именно среди них встречается кооперативное размножение. Оно свойственно некоторым псовым, грызунам и мангустам, а также игрунковым обезьянам Callitrichidae.

Именно на млекопитающих обратили внимание кембриджские зоологи. Чтобы выяснить, действительно ли репродуктивная кооперация тесно связана с моногамией, ученые просмотрели огромное количество специальной литературы и собрали сведения о 1874 видах млекопитающих, из которых 34 определили как виды с кооперативным размножением. Отличительным признаком такой кооперации исследователи считали жизнь группами, в которых всегда есть самки, не участвующие в размножении, но помогающие в уходе за чужими детенышами. Оказалось, что репродуктивная кооперация имеет место исключительно у видов, в которых монопольное право на размножение принадлежит одной самке. Более 90 % молодых членов группы – ее дети, причем у всех один отец, который остается с самкой в течение нескольких сезонов. При моногамии социальное отцовство четко выражено, и для 13 видов ученые подтвердили его генетически. Субдоминантные самки в таком сообществе размножаются очень редко и спариваются не со своим отцом, а с другими самцами.

Профессор Клаттон-Брок и доктор Лукас сравнили кооперативное размножение с коммунальным, при котором все самки в группе регулярно приносят потомство и помогают друг другу его растить. В таком сообществе тоже есть главная самка, но ей принадлежит не более 30 % потомков, а доминантный самец – отец примерно трех четвертей детенышей. При коммунальном размножении смена самца происходит чаще, чем при кооперативном, поэтому степень родства между потомками одной матери меньше. Исследователи насчитали 23 вида с коммунальным размножением. Кстати, совместное проживание не означает, что все члены сообщества помогают друг другу. Есть много видов, в которых самки живут группами, но детенышей выращивают порознь.

Проанализировав последнюю редакцию филогенетического древа млекопитающих, исследователи пришли к выводу, что переход видов к репродуктивной кооперации происходил 14 раз: 9 раз у грызунов (пескороев и землекопов, полевок и песчанок, полосатой мыши, бобров и дикобразов и дважды у хомячков), 4 раза у хищников (песцов, псовых, гиеновидных собак и мангустов) и 1 разу приматов (игрунок). Причем кооперативное размножение никогда не возникало у видов, не имеющих социальной моногамии, и само по себе, без моногамии, оно нестабильно. Таким образом, исследования британских зоологов подтвердили, что кооперация для размножения возникает только в моногамных группах с высокой степенью родства, и нет никаких доказательств того, что она могла возникнуть в полигамных сообществах. А вот виды с коммунальным размножением всегда полигамны.

Родственный отбор, безусловно, играет существенную роль в эволюции кооперативного размножения. Но имеет значение и удобство, которое создает репродуктивная кооперация для всех членов группы. У репродуктивной кооперации есть четыре характерные особенности: самки образуют стабильные группы; большая часть потомков остается в этих группах на всю жизнь; размножение субдоминантных самок подавлено; они помогают доминантной самке ухаживать за ее детенышами. Большинство этих особенностей можно объяснить не только родственным отбором. Так, образование стабильных групп самок свойственно многим видам млекопитающих, оно помогает выжить, и самки остаются в группе добровольно. Иногда им выгоднее даже какое-то время не размножаться, чем уйти в соседнюю группу. Доминантная самка подавляет их не всегда, а лишь в том случае, когда потомство старших дочерей ущемляет интересы ее собственных детенышей. Например, супрессия будет более выражена в многочисленной группе, чем в маленькой, или в том случае, когда доминантная самка беременна. Только помощь старших в уходе за младшими трудно объяснить, не привлекая родственный отбор. Однако тот факт, что кооперация возникает исключительно у видов, в которых самки образуют родственные группы, говорит о том, что главную роль в возникновении и поддержании репродуктивной кооперации играет всё-таки близкое родство членов сообщества, возможное только при моногамии.

Размышляя о совместных действиях животных, мы поневоле обращаемся мыслями к людям. В жизни человеческого сообщества есть место и кооперативному, и коммунальному размножению, только их называют социальным поведением, альтруизмом, взаимопомощью. Дедушки и бабушки, незамужние тетушки, старшие дети сообща ухаживают за младшими, а молодые матери помогают друг другу. Такие отношения отличают человека от трех видов африканских человекообразных обезьян: бонобо, горилл и шимпанзе, которым не свойственно ни кооперативное, ни коммунальное размножение. Большинство самок этих видов, повзрослев, уходят из семьи. Оставшиеся живут группами, но все размножаются, и полигамия в семействе обезьян – обычное дело.

Некоторые специалисты считают, что репродуктивная кооперация способствовала эволюции человека и развитию его когнитивных способностей. Однако такая кооперация не обязательно влечет за собой сотрудничество в других сферах, например в охоте или запасании пищи. Кроме того, нет доказательств, что кооперативное или коммунальное размножение как-то влияет на когнитивные способности тех видов животных, которым они свойственны. Скорее, справедлив другой сценарий, согласно которому развитие когнитивных способностей, социального обучения и форм коммуникации привели к тому, что люди стали более социальными и начали помогать матерям.

D. Lukas, T. Clutton-Brock. Cooperative breeding and monogamy in mammalian societies. Proceedings of the Royal Society B, 2012, vol. 279 (1736), 21512156, doi: 10.1098/rspb.2011.2468 7