- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Эстафетная палочка плагиата

Аннотация: О том, как воспитанник педагогов, которые сами были уличены в плагиате, становится лауреатом Всероссийского научного форума молодежи «Шаг в будущее», представив на конкурс плагиаторскую работу.

В ноябре-декабре прошлого года в рубрике «Гайд-парк онлайн» газеты «Троицкий вариант – Наука» были опубликованы две мои статьи – «Групповой плагиат: от студента до министра» [1] и «От плагиата к профанациям» [2], – в которых, помимо прочего, шла речь о присвоении авторства синергетической теории информации (СТИ) сотрудниками Московского государственного технического университета радиотехники электроники и автоматики (МГТУ-МИРЭА). При этом плагиат имел бесцеремонный групповой характер и доходил до того, что пионерская статья с презентацией этой теории была переиздана в виде отдельного издания без изменения названия и какого-либо упоминания фамилии ее действительного автора. Авторами же числились восемь сотрудников МГТУ-МИРЭА. Всего по отношению к СТИ в статьях описано три случая плагиата, публикации с которым были размещены на сайте Отдела технического творчества (ОТТ) Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) и на сайте Кафедры технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) МГТУ-МИРЭА. В общей сложности, согласно выходным данным публикаций, в этом плагиате только со стороны МГТУ-МИРЭА приняли участие одиннадцать человек, среди которых такие его сотрудники, как ректор университета, профессор Сигов А.С.; проректор, зав. кафедрой ТИССУ, профессор Мордвинов В.А.; доценты кафедры ТИССУ Дементьев И.О. и Трифонов Н.И. (остальные участники плагиата сейчас не называются, так как к дальнейшему изложению они отношения не имеют).

Спустя некоторое время после обличающих статей в «Троицком варианте» все фигурирующие в них публикации исчезли как с сайта ОТТ МГДД(Ю)Т, так и с сайта кафедры ТИССУ МГТУ-МИРЭА. Такое согласованное исчезновение плагиаторских работ одних и тех же авторов случайным назвать, наверное, нельзя и, по-видимому, можно считать реакцией на газетные выступления. Казалось бы, что поскольку плагиат в отношении СТИ, будучи подвергнут публичному разоблачению, исчез со всеобщего обозрения в сети Интернет, то в этом деле можно поставить хотя бы предварительную точку. Однако прошедший в Москве 19-23 марта 2012 года ежегодный Всероссийский научный форум молодежи «Шаг в будущее» (основной организатор — МГТУ им. Э.Н. Баумана) [3] показал, что такую точку ставить несколько преждевременно.

Одним из ключевых мероприятий указанного форума явился заключительный (второй) этап научно-образовательного соревнования школьников «Шаг в будущее», проведенный в виде научно-исследовательской конференции, к участию в которой были допущены победители и призеры региональных научных состязаний первого этапа.
Второе место по результатам работы секции «Информатика, вычислительная техника, телекоммуникации», заседания которой проходили в МГТУ-МИРЭА, занял воспитанник сектора новых информационных технологий (НИТ) ОТТ МГДД(Ю)Т, учащийся лицея № 1525 «Воробьевы горы» В.В.Оганов [4]. (По результатам первого этапа научно-образовательных соревнований – конференции «НТТМ-Москва», – который прошел 15-18 ноября 2011 года также в стенах МГТУ-МИРЭА на базе кафедры ТИССУ, у него было третье место [5]). На секцию при этом было представлено 50 научных работ учащихся из 20 регионов страны, а научное руководство работой секции осуществлял выше упоминавшийся ректор МГТУ-МИРЭА профессор А.С.Сигов [6]. Научная работа, которую указанный призер соревнований представлял на каждом этапе в качестве своего самостоятельно выполненного исследовательского проекта, называется «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете синергетической теории информации». Причем, кроме этих соревнований, в промежутке между их этапами, презентация данного проекта была сделана также на общероссийской выставке «Лучшее детям» в ЦВЗ «Манеж», по поводу чего пресс-служба МГДД(Ю)Т писала, что «лауреат программы «Шаг в будущее» В.Оганов демонстрировал собственное научное открытие» [7]. То есть, менее чем за полгода проект воспитанника сектора НИТ МГДД(Ю)Т был три раза выставлен на публичное обозрение.
В связи с этим должен сказать, что статья с точно таким же названием – «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете синергетической теории информации» – была опубликована мною в 2004 году в научно-техническом журнале «Энергоанализ и энергоэффективность» [8], электронный вариант которой [9], после размещения в сети Интернет, разошелся по десяткам банков рефератов. Анализ видеозаписи доклада В.В.Оганова [4] показал, что практически весь доклад является пересказом первой половины указанной статьи с дословным цитированием ее фрагментов. На сопровождающих доклад слайдах при этом приводятся выдержки из статьи вместе с формулами и демонстрируется как основное достижение докладчика взятый из нее график зависимости R-функции систем электронных подоболочек атомов от порядкового номера химических элементов в таблице Д.И. Менделеева. (R-функция количественно характеризует структурную организацию дискретных систем со стороны соотношения в их структуре хаоса и порядка.) При этом в разделе доклада «Выводы» приводится основной вывод статьи, выделенный в ней жирным курсивом. Кавычек и ссылок на пересказанную статью при этом нет. Единственным исключением является взятое в кавычки высказывание академика С.И.Вавилова, с которого начинается как статья, так и доклад. Все это позволяет говорить о том, что научно-исследовательский проект призера научно-образовательных соревнований Всероссийского научного форума «Шаг в будущее» имеет плагиаторский характер. (Доказательная база прилагается.)
Обвинять в плагиате школьника в данном случае неразумно, хотя он должен понимать, что нехорошо выдавать результаты чужой работы за свои собственные достижения. Понятно, что за всеми его публичными докладами стоят взрослые люди, которые их организовывали и должны нести ответственность за указанный плагиат, имеющий к тому же определенный знаковый характер. Знаковость здесь заключается в том, что плагиат бросает тень на имидж научно-образовательной программы «Шаг в будущее», поддержку которой оказывают Администрация президента России, профильные комитеты Государственной Думы, Министерство образования, Общественная палата РФ и более 70 региональных органов исполнительной власти. Кроме того, на Всемирном инновационном саммите по вопросам образования (Катар, 1-3 ноября 2011 г.) программа «Шаг в будущее» официально признана международным сообществом в качестве одного из двух главных российских инновационных проектов в области образования (второй проект – фонд «Сколково») [3]. А тут на главном ежегодном мероприятии этой программы на пьедестал почета возносится плагиат.

Поэтому прежде всего претензии возникают к тем людям, кто отвечает за деятельность сектора НИТ, который образован и функционирует при поддержке Центра новых информационных технологий (ЦНИТ) МГДД(Ю)Т-МИРЭА [10]. Причем, прежде чем стать самостоятельным подразделением в МГДД(Ю)Т, этот сектор был научно-учебной лабораторией кафедры ТИССУ, которая сейчас является его основным партнером и проводит на его базе занятия своих студентов [11].

И вот здесь многое становится понятным, поскольку курирование и непосредственное руководство сектором НИТ осуществляют вышеуказанные сотрудники МГТУ-МИРЭА, занимающие также следующие должности: ректор университета А.С.Сигов – научный руководитель ЦНИТ; проректор, зав. кафедрой ТИССУ В.А.Мордвинов – директор ЦНИТ и научный руководитель сектора НИТ; доцент кафедры ТИССУ Н.И.Трифонов – зам. директора ЦНИТ; доцент кафедры ТИССУ И.О.Дементьев– зам. директора ЦНИТ и руководитель сектора НИТ. С плагиатом воспитанника этих людей связывает также и тот факт, что график R-функции, фигурирующий в его докладе, приведен также в той пионерской статье по СТИ, авторство которой они пытались себе присвоить [1].

Таким образом, можно констатировать, что педагоги МГТУ-МИРЭА и МГДД(Ю)Т присваивают себе авторство новых информационно-теоретических разработок, к которым они не имеют никакого отношения, а их воспитанник с высокой трибуны Всероссийского научного форума провозглашает себя автором чужих результатов практического использования этих же самых разработок и становится после этого лауреатом. То есть, по сути дела, формируется плагиаторская «научная» школа, внутри которой одной цепочкой (с учетом материалов [1, 2]) связаны школьник, студент, ассистент, преподаватель, доцент, профессор, академик РАО, академик РАН. Иначе говоря, плагиат с участием сотрудников МГТУ-МИРЭА имеет организованный характер и охватывает все уровни научно-образовательного социума. О каком-то морально-нравственном воспитании подрастающего поколения при этом говорить не приходится, поскольку, как свидетельствует изложенное, практически с детского возраста учащимся прививается пренебрежительное отношение к научной этике, и даются практические навыки достижения жизненного успеха нечестным путем. Если добавить к этому тот факт, что научные руководители ЦНИТ и сектора НИТ, помимо плагиата, ранее также были уличены в профанациях и поддержке псевдонауки [2], то получается совсем неприглядная научно-образовательная картина.

Россия, конечно, не Германия и Венгрия, где уличенные в плагиате государственные деятели лишаются своих постов [12, 13], и тем более не Швейцария, где даже школьников за плагиат штрафуют в судебном порядке [14], но соответствующие компетентные органы (Рособрнадзор и т.п.) и вышестоящие организации должны все-таки как-то реагировать на публичные разоблачения плагиаторов в профессорских мантиях. Пока же такие органы и организации не обращают практически никакого внимания на публикации, обличающие плагиат. Примером тому является тот факт, что уже после выхода статей в «Троицком варианте» [1, 2], ректор МГТУ-МИРЭА, чья фамилия значится среди авторов плагиаторских работ, был избран академиком РАН и включен в список доверенных лиц В.В.Путина на прошедших президентских выборах. Думаю, что в вышеуказанных странах, и не только в них, такое бы произойти не могло.

Поэтому имеем то, что имеем, – примеры научной и педагогической деградации сотрудников элитного московского вуза и старейшего детско-юношеского заведения страны, сопряженные с компрометацией национального инновационного проекта в области образования. Чем чреваты такие примеры для будущего России, объяснять излишне.

Такой вот, получается, «Шаг в будущее».

Ссылки:

1. http://trv-science.ru/2011/11/08/gruppovojj-plagiat-ot-studenta-do-ministra/

2. http://trv-science.ru/2011/12/06/ot-plagiata-k-profanaciyam/

3. http://www.step-into-the-future.ru/

4. http://www.mgdvorec.ru/about/structure/ott/news/

5. http://www.priem.mirea.ru/component/content/article/46-newsontop/886-2011-11-23-10-05-56

6. http://www.priem.mirea.ru/component/content/article/950-xix-l-r

7. http://dvorec-pionerov.ru/8-12-2011-1

8. http://vbvvbv.narod.ru/Mendeleev_STI/Mendeleev2004.pdf

9. http://vbvvbv.narod.ru/Mendeleev_STI/index.htm

10. http://ott-dvorec.ru/2011-11-01-16-17-22

11. http://www.tissu.fit.mirea.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=55

12. http://www.rg.ru/2011/03/02/guttenberg.html

13. http://www.itar-tass.com/c1/381308.html

14. http://ria.ru/justice/20100811/264080121.html

Приложение:
Доказательная база плагиата

Виктор Борисович Вяткин
г. Екатеринбург
E-mail: vbvvbv@yandex.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи