Госзакупки: перезагрузка

Госзакупки: перезагрузка
www.ras.ru

Проблема закупок в научной сфере – одна из острых. Предстоящее переформатирование практики государственных закупок – замена закона 94-ФЗ на закон о федеральной контрактной системе – может уменьшить число проблем либо создать новые.

На смену печально известному в научной среде закону о госзакупках должен прийти закон о федеральной контрактной системе (ФКС), о чем уже неоднократно писал ТрВ-Наука (см., в частности, № 84 ТрВ-Наука от 2 августа 2011 года). Разработанный Минэкономразвития проект закона о ФКС впервые был обнародован 1 сентября 2011 года. При разработке законопроекта были учтены высказанные в прошлогоднем обращении 3000 молодых ученых к президенту России претензии, касающиеся проблем расходования выигранных на конкурсной основе и полученных в рамках хоздоговоров средств: этот проект предусматривал возможность расходования полученных таким образом средств по особым правилам, отличным от стандартных правил расходования средств, установленных законом о госзакупках. Однако в области проведения конкурсов в научной сфере заметных улучшений не было.

Инициативная группа молодых ученых представила в Минэкономразвития свои предложения по улучшению законопроекта, некоторые из них были приняты. В частности, роль ценовых критериев для конкурсов в области научно-исследовательских работ была снижена до 20 % и в проекте закона появилось понятие о научной экспертизе (было установлено право заказчика «привлекать экспертов, экспертные организации, а также создавать экспертные советы для осуществления экспертизы конкурсных заявок»). Однако ряд наших предложений учтен не был.

Работа над проектом закона сопровождалась ожесточенным выяснением отношений между Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой, резко критиковавшей подготовленный Минэкономразвития законопроект. Он был внесен в правительство в начале ноября 2011 года, однако затем был направлен на доработку. Попутно сменились курирующие разработку проекта чиновники Минэкономразвития.

И вот в начале весны 2012 года появилась и начала активно об суждаться доработанная министерством версия проекта закона о ФКС. 11 апреля 2012 года Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике провел круглый стол на тему «О проекте федерального закона “О федеральной контрактной системе” в части планирования, размещения заказов и исполнения контрактов на выполнение НИОКР».

Из выступления заместителя министра экономического развития Михаила Осеевского стало известно, что обновленный проект закона о ФКС будет внесен в правительство уже в конце апреля, а правительство в свою очередь собирается внести проект закона в Думу до конца весенней сессии. Таким образом, перспектива замены закона о госзакупках новым законодательным актом становится всё более реальной. Поэтому важно, чтобы специфика научной сферы была учтена как можно более полно в процессе доработки и принятия закона о ФКС, а не после этого, под влиянием митингов и массовых писем. Соответственно, имеет смысл еще раз вкратце посмотреть на то, какие вопросы остаются нерешенными или не очень ясными.

Госзакупки: перезагрузка
Рис. И. Кийко

Одной из потенциальных проблем, источником головной боли, являются процедуры планирования закупок, устанавливаемые проектом закона о ФКС. Он предусматривает разработку и формирование планов закупок товаров, работ, услуг с публикацией в сети интернет-графиков проведения конкурсов на трехлетний период. В планах должна быть указана, в частности, максимальная цена контракта для планируемых объектов закупок. Насколько разумна и осмысленна подобная детализация на несколько лет вперед, особенно в сфере исследовательских работ и высокотехнологичной продукции, цена которой за несколько лет может существенно измениться, – очень большой вопрос.

Поскольку закупки за счет средств полученных бюджетным учреждением грантов, госконтрактов и хоздоговоров не должны регулироваться законом о ФКС, они автоматически выпадают из-под процедур долгосрочного планирования (противное было бы очевидным абсурдом). Такие закупки, согласно проекту закона, предлагается осуществлять в соответствии с требованиями закона от 8 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», разработанного для обеспечения информационной прозрачности закупок госкорпораций, принадлежащих государству компаний и автономных учреждений. Этот закон требует от организаций разработки положений о закупках и в принципе позволяет принять положения, в которых будет предусмотрено, что закупки из грантовых средств, а также средств госконтрактов на выполнение НИР и хоздоговоров могут производиться без проведения конкурсов.

Однако в реальности могут обнаружиться подводные камни. К примеру, после принятия закона о ФКС может возникнуть парализующий закупочную деятельность правовой вакуум, который будут заполнять «типовыми положениями о закупках», имеющими шанс – в силу ли правовой малограмотности или в силу желания начальства перестраховаться -стать ничуть не лучше, чем действующий закон о гозакупках. Тем более, закон 223-ФЗ предусматривает и некоторые процедуры планирования, пусть и заметно более мягкие, чем проект закона о ФКС. Можно ли будет сочетать с ними свободу закупок из конкурсных средств и хоздоговоров – не очень ясно.

Не удивительно, что некоторая неопределенность порождает опасения, что принятие закона о ФКС может – в этом отношении – стать даже шагом назад по сравнению с исправленным в декабре законом о госзакупках (напомню, что под давлением научной общественности в закон была внесена поправка, предусматривающая возможность расходования средств грантов и госконтрактов путем закупок «у единственного поставщика», т.е. без проведения конкурса). Очевидно, что какой бы ни была окончательная редакция закона, необходимо, чтобы она обеспечила возможность оперативного расходования средств на выполнение научно-исследовательских работ, полученных по грантам из бюджетных и внебюджетных источников, а также по контрактам и хоздоговорам, и исключила бы такие средства из процедур долгосрочного планирования закупок. Также важно разработать разумные типовые положения о закупках заранее, а не делать их в пожарном порядке.

Говорилось на круглом столе и о других острых проблемах – о запрете подавать на один лот более одной заявки от учреждения и т.д. Участвовавший в обсуждении проекта представитель инициативной группы молодых ученых представил предложения группы по организации конкурсов в области НИОКР. Было сказано, в частности, о необходимости дебюрократизации процедуры подачи заявок, например введения своего рода «аккредитации» учреждений при министерствах, предусматривающей необходимость подавать полный пакет учредительных документов, выписок и т.д. только при первой подаче заявки на проводимый министерством конкурс (с необходимостью продления аккредитации раз в год или в три года), о необходимости продления срока оценки заявок в случае НИР, о введении необходимости научной экспертизы с четко прописанными регламентами как минимум для крупных заказчиков научно-исследовательских работ (министерств), а также обязательности публикации кратких отчетов по открытым работам со списком публикаций и т.д. для обеспечения общественного контроля за качеством работ. Было сказано и о том, что для финансирования собственно научно-исследовательских работ ни закон о госзакупках, ни контрактная система в общем не предназначены – такие работы следует финансировать грантами.

По итогам круглого стола были подготовлены рекомендации, учитывающие и предложения инициативной группы, но, конечно, нет гарантий, что их учтут. Тем более, что и непосредственно перед внесением проекта закона в правительство идут интенсивные межведомственные согласования, в первую очередь – торг между Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития. Поэтому нельзя исключить, что в результате даже те предложения научной общественности, которые были приняты, опять исчезнут из проекта закона – Федеральная антимонопольная служба не особо склонна учитывать специфику науки.

Так что следить за происходящим важно, и, в случае чего, шум нужно поднимать не после принятия закона, а после его внесения в Думу, чтобы успеть убедить депутатов и чиновников внести в проект закона необходимые изменения во втором чтении.

Евгений Онищенко

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...