Порочный круг: воздержание – алкоголизм – распущенность

Плодовые мушки живут в подкисающих фруктах и потому привычны к вкусу и запаху этилового спирта. Но, хотя запах гниющих фруктов способствует тому, что самцы начинают ухаживать за самками [1], запах спирта им не очень нравится (привлекает их фенил-уксусная кислота и фенилацетальдегид; кстати, те же вещества часто входят в состав духов). Но это всё тогда, когда есть за кем ухаживать…

Четверо ученых из Университета Калифорнии (Сан-Франциско, США) испытывали самцов дрозофил вынужденным воздержанием. Для этого каждого самца из опытной группы четыре дня подряд, по одному часу три раза в день, подсаживали к отвергающим его самкам (самки дрозофилы после спаривания не подпускают к себе других самцов). Известно, что такие переживания приводят к тому, что самцы существенно меньше ухаживают даже за готовыми к спариванию девственными самками. Контрольным самцам была дана возможность спариваться со множеством самок (те же четыре дня, сеансы по шесть часов в группах с соотношением самцов и самок 1:5).

Через четыре дня самцам из обеих групп предложили выбирать между обычной пищей и пищей с добавлением 15% спирта. Контрольные самцы предпочитали здоровую еду, а опытные заливали воздержание алкоголем. Было поставлено несколько дополнительных опытов, доказавших, что дело именно в отсутствии спаривания, а не в изоляции самцов, не в психологической травме от отказа (для этого самцов подсаживали к обезглавленным самкам: спариваться с ними невозможно, но и отказа от них не следует) и не в особенностях запаха спарившихся мух, который неприятен самцам. Финальную точку поставил опыт, в котором самцам после воздержания дали возможность спариться с готовыми к тому самками: это существенно снизило тягу самцов к алкоголю.

Разумеется, одного этого было бы недостаточно, чтобы опубликовать статью в Science [2]; основной результат работы в том, что был найден молекулярный механизм для этого эффекта: спаривание повышает концентрацию нейропептида F, который, как и его человеческий аналог нейропептид Y, влияет на многие поведенческие функции. Как бы то ни было, для авторов этот опыт окончился хорошо: вся лаборатория переехала в престижный кампус Жанелия Фарм Медицинского института Говарда Хьюза.

А для мух, видимо, нет, что показывает другая работа [3], опубликованная несколько лет назад, — тоже четырьмя учеными, но уже из Университета штата Пенсильвания (США). Они соорудили специальный прибор Flypub (Мушиную пивнушку), с помощью которого подвергали самцов дрозофилы воздействию паров алкоголя. При первом опыте не происходило ничего интересного, самцы просто становились вялыми. Но вот при повторных опытах они проявляли не просто более активное, но и необычное половое поведение. Самцы ухаживали за другими самцами и пытались с ними спариться (в норме это никогда не происходит), а после третьего раза образовывались целые «поезда» из самцов, пытающихся спариться друг с другом. При этом сам по себе «алкоголизм» не является причиной такого поведения: в отсутствие алкоголя самцы вели себя как обычно.

Были исследованы также мутантные мухи. Мутанты по гену fruitless, от которого зависит половое поведение дрозофил, ухаживали за самцами и без воздействия алкоголя, мутанты же по гену white не проявляли такого поведения независимо от условий. Другие генетические манипуляции показали участие в процессе нейромедиатора дофамина. Что до отношений с самками, оказалось, что хроническое воздействие алкоголя усиливает сексуальное влечение, но ослабляет возможность совершить половой акт.

Остается только объединить результаты всех этих исследований в одну логическую цепочку.

М.Г.

1. B.Prud’Homme, N.Gompel. Fruity aphrodisiacs. Nature 478: 190-191 (2011).

2. G.Shohat-Ofir et al., Sexual deprivation increases ethanol intake in Drosophila. Science 335: 1351-1355 (2012).

3. H.-G.Lee et al., Recurring ethanol exposure induces disinhibited courtship in Drosophila. PLoS ONE 3: e1391 (2008).