Тимур Шаов: «Сентиментальный я человек!»

От авто­ра: В про­шлом номе­ре ТрВ-Нау­ка пуб­ли­ко­вал­ся отчет о визи­те в Тро­ицк Тиму­ра Шао­ва — одно­го из самых ярких испол­ни­те­лей автор­ской пес­ни в стране. Неболь­шую пресс-кон­фе­рен­цию после аншла­го­во­го и успеш­но­го кон­цер­та я счёл явно недо­ста­точ­ной — Тимур сра­зу пока­зал себя заме­ча­тель­ным собе­сед­ни­ком. Я поду­мал, что чита­те­лям нашей газе­ты сто­ит позна­ко­мить­ся с этим неор­ди­нар­ным чело­ве­ком побли­же. То, что у нас полу­чи­лось, никак нель­зя назвать казён­ным сло­вом «интер­вью». Это был вполне дове­ри­тель­ный раз­го­вор двух, смею тешить себя мыс­лью, близ­ких по духу людей. И заго­ло­вок к мате­ри­а­лу родил­ся хоть и неожи­дан­но, но в ито­ге не слу­чай­но. Настоль­ко мяг­че, спо­кой­нее и доб­ро­же­ла­тель­нее ока­зал­ся автор, чем его «лири­че­ский герой». Хотя юмор и иро­ния нику­да не исчез­ли.

Наше обще­ние нача­лось 5 фев­ра­ля, после оче­ред­но­го пунк­та напря­жен­но­го кон­церт­но-гастроль­но­го гра­фи­ка Тиму­ра Шао­ва. За пред­сто­я­щие два меся­ца он вый­дет на сце­ны Пите­ра, Кие­ва, Харь­ко­ва, Одес­сы, Донец­ка, Сама­ры, Тольят­ти, Ека­те­рин­бур­га, Пер­ми, Пен­зы, а так­же Сид­нея и Мель­бур­на… Но вот что любо­пыт­но — в Мос­ков­ском реги­оне Шаов высту­па­ет исклю­чи­тель­но в нау­ко­гра­дах: на про­шлой неде­ле он побы­вал в Дол­го­пруд­ном и Чер­но­го­лов­ке. Отсю­да и воз­ник пер­вый вопрос, про­зву­чав­ший уже 14 фев­ра­ля, во вре­мя наше­го «основ­но­го» обще­ния.

1. Нау­ка и жизнь

— Тимур, ска­жи­те, пожа­луй­ста, Ваше «при­стра­стие» к выступ­ле­ни­ям в нау­ко­гра­дах не слу­чай­но, или про­сто в дан­ный момент так «в горо­ско­пе звез­ды сошлись»?

— И то, и дру­гое. Зимой холод­но и не очень при­ят­но куда-то дале­ко ездить, вот и высту­па­ем в Под­мос­ко­вье. А то, что отда­ем пред­по­чте­ние нау­ко­гра­дам — не уди­ви­тель­но, там дей­стви­тель­но боль­ше «нашей» пуб­ли­ки. Побы­ва­ли почти во всех горо­дах, ори­ен­ти­ро­ван­ных на нау­ку. У вас высту­па­ли на Дне нау­ки (опять же в фев­ра­ле, но в 2009 году. — И.М.).

Тимур Шаов в кулу­а­рах Тро­иц­ко­го цен­тра куль­ту­ры и твор­че­ства. Фото Ната­льи Коз­лин­ской, Тро­иц­кое инфор­ма­гент­ство.

— Есть ли какая-то осо­бен­ность в нау­ко­гра­дах, атмо­сфе­ра спе­ци­фи­че­ская? Вы ведь с таки­ми места­ми зна­ко­мы не пона­слыш­ке — Ниж­ний Архыз, Дуб­на…

— Да, я в раз­ных нау­ко­гра­дах про­жил с 1988 по 2002 год. Ну, есте­ствен­но, народ в подоб­ных горо­дах несколь­ко ино­го скла­да, интел­ли­ген­ции боль­ше. При­чем я не имею в виду людей умствен­но­го тру­да и физи­че­ско­го. У меня мно­го дру­зей, рабо­та­ю­щих на заво­дах, тем не менее, они высо­ко­ин­тел­ли­гент­ные люди. Вооб­ще в стране поболь­ше бы интел­ли­ген­ции — что­бы не про­слой­кой была. Хотя бы в том же соот­но­ше­нии… (как в нау­ко­гра­дах.— И.М.) — было бы чуд­но. С дру­гой сто­ро­ны, иди­о­тов вез­де хва­та­ет. Мер­зав­цев, него­дя­ев. В той же Дубне в нача­ле года уби­ли наше­го дру­га, Вита­ли­ка Калаш­ни­ко­ва, заме­ча­тель­но­го поэта… Даже нау­ко­град — срез стра­ны. Раз­ные люди там живут.

Здесь воз­ник­ла неволь­ная пау­за. Ведь 22 янва­ря в Пите­ре умер Сер­гей Костю­хин. Дав­ний друг и парт­нер Тиму­ра, заме­ча­тель­ный гита­рист. Сер­деч­ный при­ступ, а «ско­рая» (в Пите­ре!) еха­ла 50 минут…

«Интер­вьюш­ная» состав­ля­ю­щая в раз­го­во­ре с Шао­вым рож­да­ет­ся очень лег­ко — про­сто нахо­дишь в его бога­том кры­ла­ты­ми фра­за­ми репер­ту­а­ре соот­вет­ству­ю­щую цита­ту из пес­ни и…

— Я как химик в свое вре­мя высо­ко оце­нил Ваш тер­мин «одно­ва­лент­ные моз­ги», кото­рые «все­гда дрей­фу­ют повер­ху». Вы впрямь счи­та­е­те, что неор­ди­нар­ных умов ста­но­вит­ся мень­ше? И моз­ги, увы, идут на убыль?

— Не знаю… Мною напи­са­но, не выру­бишь из пес­ни. Види­мо, всё-таки да. Это мое субъ­ек­тив­ное ощу­ще­ние, насколь­ко оно вер­ное?.. Совре­мен­ное обра­зо­ва­ние, окру­жа­ю­щая сре­да, идео­ло­гия в осо­бен­но­сти бук­валь­но ведут к обол­ва­ни­ва­нию и усред­не­нию. Всё сво­дит­ся к мечте раз­бо­га­теть. Слож­но не под­дать­ся столь мощ­но­му дав­ле­нию. Об искус­стве, о душе никто осо­бо не дума­ет. Моло­де­жи, конеч­но, рано о душе думать, но… Это нас уже вряд ли мож­но испор­тить, а вот им тяже­ло. Есть, без­услов­но, поло­жи­тель­ные при­ме­ры — мой пле­мян­ник, напри­мер. Очень инте­рес­ный и склон­ный к непре­рыв­но­му раз­ви­тию моло­дой чело­век. Настоль­ко талант­лив, что ему и помо­гать не надо, сам спра­вит­ся. Лишь бы не меша­ли. С ним не скуч­но и чув­ству­ешь себя на рав­ных.

— Вы, с одной сто­ро­ны, пер­со­на, явно сочув­ству­ю­щая нау­ке и людям ее пред­став­ля­ю­щим, с дру­гой — смот­ри­те имен­но со сто­ро­ны. Вот с этой сто­ро­ны, что, дей­стви­тель­но кажет­ся, что мы все (в дан­ном слу­чае нау­ка) в глу­бо­кой… «чер­ной дыре»?

— За свою пол­ную ком­пе­тент­ность в дан­ном вопро­се не руча­юсь (улы­ба­ет­ся), Вам само­му вид­нее. Мои зна­ко­мые из нау­ки опти­миз­мом не брыз­жут. Нет, они гото­вы рабо­тать и уве­ре­ны в сво­их силах, но… С моз­га­ми даже сей­час у нас более-менее в поряд­ке, моз­ги про­дол­жа­ют вос­про­из­во­дить­ся, а вот с мате­ри­аль­ной базой… Один из таких моих зна­ко­мых гово­рит, что они дви­га­ют нау­ку вбок. Не впе­ред, а имен­но вбок. Совре­мен­ная нау­ка, по его сло­вам, тре­бу­ет очень серьез­ных мате­ри­аль­ных затрат, сего­дня на колен­ке откры­тий не сде­ла­ешь. Хоро­шо бы это пони­ма­ло госу­дар­ство.

— Здесь у нас кон­сен­сус… Пес­ни про нау­ку слы­шать дово­дит­ся ред­ко. Навер­ное, пото­му что сочи­нять их доста­точ­но слож­но — не все авто­ры дос­ко­наль­но пред­ме­том вла­де­ют. У Вас их толь­ко впря­мую две — «Това­ри­щи уче­ные», кото­рую мы уже цити­ро­ва­ли выше, а в честь дру­гой пес­ни даже целый аль­бом назван… Но нау­ка тоже взя­ла и под­ве­ла Вас. Вот как Вы отно­си­тесь к недав­но обна­ру­жен­но­му эффек­ту, что те самые «сво­бод­ные части­цы» ней­три­но летят отнюдь не как при батюш­ке-царе, а быст­рее ско­ро­сти све­та?

— (Явно ожив­ля­ясь) Так это ж класс­но! Кон­цеп­ция миро­зда­ния может поме­нять­ся. Какие воз­мож­но­сти откры­ва­ют­ся! Если, конеч­но, это не ошиб­ка какая-нибудь… (Здесь воз­ник­ла неболь­шая науч­ная дис­кус­сия: сколь­ко в этом нашу­мев­шем откры­тии «погреш­но­сти изме­ре­ния», а сколь­ко — гигант­ско­го шага в позна­нии зако­нов все­лен­ной) . Вот меня спра­ши­ва­ют, боюсь ли я при­ви­де­ний? Да не толь­ко не боюсь, но пря­мо-таки меч­таю их уви­деть. Не пото­му, разу­ме­ет­ся, что я мистик какой-то, а имен­но из науч­ных сооб­ра­же­ний — что назы­ва­ет­ся, познать неиз­ве­дан­ное!

— Судя по одной из Ваших заме­ча­тель­ных песен, «снеж­но­го чело­ве­ка» Вам уже дово­ди­лось встре­чать…

— Каж­дый, кто жил в горах боль­ше 10 лет, встре­чал снеж­но­го чело­ве­ка!

2. Твор­че­ство

— Тогда сле­ду­ю­щий «науч­ный вопрос»… Все пес­ни — либо след­ствие лич­но­го опы­та, либо полет фан­та­зии. Сколь­ко в Ваших вещах дей­стви­тель­но­го «я»? В про­цен­тах?

— (Опять с непро­ни­ца­е­мым лицом) 74,5% вымыс­ла и 25,5% опы­та. Но, как пра­ви­ло, почти в каж­дой песне син­тез. К тому же очень мно­го опы­та не лич­но­го, а заим­ство­ван­но­го. Это к каким про­цен­там отне­сти? Но в целом фан­та­зии гораз­до боль­ше.

— Ска­жем, «Иван Ива­ныч Ива­нов», кото­рый «был пора­зи­тель­но здо­ров» — полет фан­та­зии опыт­но­го вра­ча или реаль­ный пер­со­наж?

— Пер­со­наж реаль­ный, а даль­ше — места­ми полет фан­та­зии.

— Что у авто­ра песен быва­ет рань­ше — кури­ца или яйцо, в смыс­ле — сло­ва или музы­ка? Есть ли какое-то пра­ви­ло? Что полу­ча­ет­ся сна­ча­ла?

— А по-раз­но­му. Быва­ет так и этак. И пра­ви­ла ника­ко­го нет.

(А еще Тимур ска­зал, что сна­ча­ла было «яйцо». Как фило­соф­ское поня­тие. От кото­ро­го пошли деле­ние и рост кури­цы. Воз­ра­жать я не стал, хотя мыс­лен­но не согла­сил­ся. Я счи­таю, что сна­ча­ла была кури­ца. Кото­рая вдруг «научи­лась» нести яйца. — И.М.).

— Пред­став­ля­ет­ся, что Вы отда­е­те при­о­ри­тет сло­вам. И тек­сты у Вас весь­ма мас­штаб­ные. Не хоте­лось ли боль­ше музы­ки? Тем более что с Вами высту­па­ют такие класс­ные музы­кан­ты…

— Да, при­о­ри­тет отдаю, и тек­сты у меня длин­ные. Но я оста­нав­ли­ва­юсь ров­но тогда, когда счи­таю, что всё в песне ска­зал. И, кста­ти, из-за дли­ны тек­стов при­хо­дит­ся огра­ни­чи­вать себя в музы­ке. Ведь если мно­го раз повто­рить самую кра­си­вую музы­ку на столь­ко куп­ле­тов и при­пе­вов, сколь­ко я пишу, любая мело­дия при­ест­ся. Важен баланс — меж­ду кра­со­той и функ­ци­о­наль­но­стью (фор­му­ли­ров­ка, явно учи­ты­ва­ю­щая ауди­то­рию газе­ты. — И.М.).

— Писа­ли ли Вы пес­ни в соав­тор­стве?

— (С искрен­ним удив­ле­ни­ем) Нет. Нико­гда. А зачем, если сам справ­ля­ешь­ся?

— (Я, тоже с неко­то­рым удив­ле­ни­ем) Ну как же… Вот понра­ви­лись Вам сти­хи или, наобо­рот, мело­дия чья-то…

— Нет. Это боль­шая ответ­ствен­ность. Взять чужие отлич­ные сти­хи и… Я не пред­став­ляю, как, напри­мер, смо­гу сочи­нить музы­ку, адек­ват­ную сти­хам Брод­ско­го. И сам он очень не любил таких попы­ток. В общем, я сам как-нибудь.

— Есть такой посту­лат, что все­гда хоро­шее настро­е­ние толь­ко у иди­о­та. У нор­маль­ных людей слу­ча­ют­ся и сплин, и лири­ка на душе, даже пафос ино­гда. А вот Ваши пес­ни в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве трак­ту­ют­ся как несе­рьез­ные (тут же я понял, что так и не подо­брал точ­ный тер­мин. — И.М.)…

— (Сра­зу пере­би­ва­ет) Не согла­сен! Как раз наобо­рот — боль­шин­ство моих песен серьез­ны. Вопрос в том, как их подать… Возь­ми­те, напри­мер, Жва­нец­ко­го. Я его счи­таю очень серьез­ным авто­ром. А какие, соб­ствен­но, пес­ни Вы счи­та­е­те у меня «по-насто­я­ще­му серьез­ны­ми»?

— (Еще на один вопрос мы поме­ня­лись роля­ми. — И.М.) …Лич­но я нащу­пал бук­валь­но несколь­ко: «Посвя­ще­ние жене», «Дорож­ная», «Иные вре­ме­на» и «Вре­мя, назад».

— А, так Вы име­е­те в виду лири­ку? (Явно под­ра­зу­ме­ва­ет пер­вые две). Чистая лири­ка мне не очень инте­рес­на — вот и всё. А серьез­ные вещи мож­но гово­рить по раз­но­му — и совер­шен­но не обя­за­тель­но стро­го и нуд­но.

— То есть Вы соглас­ны с посту­ла­том, что все гадо­сти в мире сде­ла­ны с серьез­ным лицом?

— В целом, согла­сен. Но добав­лю, что гадо­сти дела­ют­ся с любым лицом. Всё зави­сит от того, какой гад.

— Клас­си­че­ский жур­на­лист­ский мове­тон: как и когда Вы сочи­ни­ли первую пес­ню… Но я обе­щал, зна­е­те ли. Дама, кото­рой я никак не могу отка­зать, про­си­ла узнать: когда Вы напи­са­ли свою первую пес­ню…, как Вы сами оце­ни­ли ее уро­вень? На фоне, как ска­зать, авто­ри­те­тов жан­ра? Не было ли опа­се­ний, что попа­де­те в неис­чис­ли­мую армию нико­му не извест­ных гра­фо­ма­нов от сти­хо­сло­же­ния и пес­но­пе­ния?

— Да я и сей­час опа­са­юсь. Кри­ти­че­ски отно­шусь к тому, что делаю. Как пра­ви­ло, пес­ня нра­вит­ся в момент ее сотво­ре­ния. Раду­ешь­ся, что закон­чил. Ночь поспишь, и уже — как-то не очень. А потом и вовсе пони­ма­ешь, что обма­нул­ся… Срав­ни­вать само­го себя с кем-то — заня­тие мало пер­спек­тив­ное. Наи­бо­лее точ­ную оцен­ку дает в ито­ге пуб­ли­ка — зри­те­ли, слу­ша­те­ли. Это каса­ет­ся любо­го искус­ства. Поэто­му, когда тебя пере­ста­ют слу­шать, смот­реть, читать, это не повод объ­яв­лять пуб­ли­ку дурой и при­во­дить при­ме­ры вели­ких, кото­рых не оце­ни­ли. Это, ско­рее все­го, зна­чит, что ты поте­рял нюх и адек­ват­ность про­ис­хо­дя­ще­го. Сто­ит заду­мать­ся, а может, в тебе самом что-то не так?

— Вы н еод­но­крат­но гово­ри­ли, что пер­вой была зна­ме­ни­тая «Я себе сло­мал ногУ». Это прав­да или худо­же­ствен­ный вымы­сел?

— Отча­сти. Конеч­но, я сочи­нял и рань­ше. Эта пес­ня пер­вая, что назы­ва­ет­ся, «серий­ная». Пер­вая, кото­рую я стал посто­ян­но испол­нять.

— У Вас какие стру­ны на гита­ре — метал­ли­че­ские или ней­ло­но­вые?

— Метал­ли­че­ские. Уже дав­но. Я попро­бо­вал когда-то ней­ло­но­вые и понял…, что вре­мя теряю. А поче­му Вы спра­ши­ва­е­те?

— Я для себя про­вел такую раз­де­ли­тель­ную чер­ту: ней­ло­но­вые — это само­де­я­тель­ная пес­ня, а метал­ли­че­ские — соот­вет­ствен­но серьез­ная музы­ка…

— Пре­уве­ли­чи­ва­е­те. Кто как при­вык. Но у меня (улы­ба­ет­ся) стру­ны всё-таки метал­ли­че­ские.

— Вы на кон­цер­тах мно­го пое­те на заказ. В этом — и плю­сы, и мину­сы… Есть ли пес­ни, кото­рые Вы бы сами хоте­ли испол­нять, а пуб­ли­ка их, увы, не про­сит, пото­му что не ценит в срав­не­нии с про­чи­ми, так ска­зать, хита­ми?

— Риск­ну утвер­ждать, что после того, как я спел что-то впер­вые, оно еще будет зака­за­но. Какие-то пес­ни у меня про­сят реже, какие-то чаще, но я не при­пом­ню совсем никем не люби­мых. Хотя, конеч­но, если что-то мне хочет­ся спеть в этот момент, я всё рав­но спою (улы­ба­ет­ся).

— А слу­ча­лось ли Вам попа­дать в недру­же­люб­но настро­ен­ную ауди­то­рию?

— Пожа­луй, что нет… Вот в непо­ни­ма­ю­щую — слу­ча­лось. В Сыз­ра­ни. Одна­жды моя хоро­шая зна­ко­мая, ну и поклон­ни­ца, дирек­три­са заво­да очень попро­си­ла высту­пить перед ее пер­со­на­лом. А сама отсут­ство­ва­ла по форс-мажор­ным делам. После рабо­ты людей собра­ли в зал, поста­ви­ли перед ними како­го-то неиз­вест­но­го мужи­ка с непо­нят­ны­ми, даже стран­ны­ми пес­ня­ми. Народ силь­но удив­лял­ся… Ну и нам тоже при­шлось под­стра­и­вать­ся. Так что надо пред­став­лять, для кого соби­ра­ешь­ся петь.

— Строч­ку «Слав­но петь, когда вни­ма­ют» мож­но счи­тать крат­ким резю­ме Ваше­го твор­че­ства?

— Без­услов­но. И вооб­ще, это очень хоро­шая пес­ня, я сам ее люб­лю.

3. Граж­дан­ская пози­ция

— Доволь­но дол­го соци­аль­ная тема­ти­ка у авто­ров и зри­те­лей была не в чести. Стра­ну ста­ра­тель­но дела­ли апо­ли­тич­ной. Но Вы нико­гда в сво­ем твор­че­стве не оста­ва­лись в сто­роне от обще­ства. Оно (обще­ство) вро­де нача­ло про­сы­пать­ся… Есть ли поль­за от всей этой митин­го­вой актив­но­сти?

— Боль­шая поль­за. Ее нель­зя не одоб­рить. Митин­ги дают эффект, пока­зы­ва­ют, что наша стра­на не совсем без­на­деж­на, не окон­ча­тель­но усну­ла. Но что из это­го вый­дет… Не знаю. Уж боль­но мно­го все­го там наме­ша­но. Мут­но­го тоже… Но глав­ное в том, что люди, кото­рые вышли на пло­щадь, вовсе не хотят рево­лю­ции, как утвер­жда­ет про­ти­во­по­лож­ная сто­ро­на. Они сами пер­вые нико­гда не нач­нут рево­лю­ции, они тре­бу­ют «все­го лишь» ува­же­ния к наро­ду, к стране и по боль­шо­му сче­ту — поряд­ка! Что­бы зако­ны выпол­ня­лись, чинов­ни­ки не воро­ва­ли, мен­ты не бес­пре­дель­ни­ча­ли, что­бы выбо­ры были выбо­ра­ми, а не игрой в наперст­ки…

И мне кажет­ся, что до вла­сти кое-что дошло. Нель­зя с людь­ми так по-хам­ски, их надо при­ни­мать во вни­ма­ние. Пусть во мно­гом риту­аль­ные, но тело­дви­же­ния про­ис­хо­дят. Вон даже на ТВ ста­ли появ­лять­ся не толь­ко носи­те­ли «офи­ци­аль­ной точ­ки зре­ния». Хотя, Кас­па­ро­ва я так нигде и не уви­дел. Ну не дают ему сло­ва…

— Ува­жа­е­те Кас­па­ро­ва?

— Да. Очень умный чело­век. Конеч­но, Кас­па­ров выгля­дит несколь­ко ради­каль­ным. Но вспом­ни­те Андрея Дмит­ри­е­ви­ча Саха­ро­ва — каза­лось, что он жела­ет совер­шен­но невоз­мож­ных вещей, а сей­час это вос­при­ни­ма­ет­ся как тор­же­ство здра­во­го смыс­ла.

— Опять цити­рую Шао­ва: «Водить вас надо по пустыне лет еще пять­де­сят, пока не вымрут те, кто голо­со­вал». Пес­ня «Вре­мя, назад» и вовсе закан­чи­ва­ет­ся сло­ва­ми «конец некро­ло­га». Еще: «сво­бо­да, даден­ная свер­ху, куда-то вверх и утек­ла», «что озна­ча­ет — нет надеж­ды», «всё в стране пога­но, в ее при­де­лах — бес­пре­дел»… Но там же в завер­ше­нии: «С Отчиз­ной будет всё нор­маль­но». Чему верить? Как Вы на самом деле счи­та­е­те? Так всё пло­хо, и «мы все умрем», или…?

— Или. Жизнь — тра­ги­че­ская шту­ка, от нее уми­ра­ют, но я опти­мист. Кри­ти­ка кри­ти­кой, но верю в луч­шее. Пусть не мы, но наши дети будут жить в нор­маль­ной стране. Толь­ко для это­го надо рабо­тать в нуж­ном направ­ле­нии. Всем заин­те­ре­со­ван­ным людям. Кто как может. Я вот — пес­ни пишу…

— Ага… «Я на власть чего-то гав­каю опять». Счи­та­е­те, помо­жет? Или есть шанс, что «нагав­ка­ешь, при­ду­рок, лет на пять»?

— Ниче­го в нашей стране пред­ска­зать нель­зя, но зада­ча в том, что­бы боль­ше нико­гда не было, что­бы за гав­ка­нье на власть срок дава­ли. А от сво­их слов я не отка­зы­ва­юсь. Ска­за­но — и ответ мне дер­жать.

4. Обще­ство

— Вы, как любой артист, мно­го путе­ше­ству­е­те по стране (имен­но по НАШЕЙ стране). И в стан­дарт­ный анту­раж любо­го кон­цер­та почти навер­ня­ка вхо­дят раз­да­ча авто­гра­фов, обще­ние после кон­цер­та со спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ной пуб­ли­кой, подар­ки вся­кие с «Поля чудес». Сре­ди этих подар­ков слу­ча­ют­ся запи­си мест­ных домо­ро­щен­ных звезд и непри­знан­ных гени­ев. Кото­рые дарят­ся с пота­ен­ной мыс­лью типа «Ста­рик Дер­жа­вин нас заме­тил»… Вам попа­да­лись сре­ди этих запи­сей авто­ры и про­из­ве­де­ния, дей­стви­тель­но заслу­жи­ва­ю­щие вни­ма­ния? Кого бы хоте­лось бла­го­сло­вить, не схо­дя в гроб?

— Конеч­но, дарят (улы­ба­ет­ся и со сло­ва­ми «послу­ша­ем-послу­ша­ем» бла­го­да­рит за диск, вру­ча­е­мый собе­сед­ни­ком. — И.М.). Конеч­но, попа­да­ют­ся талант­ли­вые люди. Но тут одно­го талан­та мало. Надо же и даль­ше дви­гать­ся. Не всем это под силу. Даже после бла­го­сло­ве­ния. Я неко­то­рое вре­мя вел на радио «Маяк» пере­да­чу такую. Отча­сти осно­ван­ную на соб­ствен­ном опы­те, на таких вот зна­ком­ствах. Кури­ро­вал, так ска­зать, «бар­дов из наро­да»…

— Вы — бар­дов? На мой взгляд, Вы — бард в очень малой сте­пе­ни.

— Бар­дов-бар­дов… А кем же мне зани­мать­ся — не шан­со­ном же…

— Боль­шую пере­да­чу, осно­ван­ную на несколь­ких Ваших кон­цер­тах и сту­дий­ных съем­ках, я в янва­ре видел имен­но на «Шан­сон-ТВ». И, судя по афи­ше на Вашем сай­те, 21 фев­ра­ля у Вас опять был кон­церт-съем­ка «Шан­сон-ТВ». Это Ваш люби­мый канал?

— Хоро­ший канал. Дей­стви­тель­но. Они там сре­ди «насто­я­ще­го шан­со­на» мно­го чего инте­рес­но­го пока­зы­ва­ют. Того, что на осталь­ных музы­каль­ных кана­лах явля­ет­ся «нефор­ма­том».

— А как у Вас вооб­ще скла­ды­ва­ют­ся отно­ше­ния с теле­ви­зо­ром? Какой гений его при­ду­мал, или «какая сво­лочь нам его изоб­ре­ла»?

— Теле­ви­зор — это инстру­мент. Вопрос, как его при­ме­нять и для кого. «Глав­ные» наши кана­лы я вооб­ще не смот­рю. Они мне как мини­мум не инте­рес­ны. Это ужас какой-то: фор­ма пода­чи мате­ри­а­ла, сет­ка состав­ле­на чудо­вищ­но, сери­а­лы без­дар­ней­шие, раз­вле­ку­ха, музы­ка для… не знаю кого. Скуч­но, одно­об­раз­но… О рекла­ме даже не гово­рю. Герои сомни­тель­ные. Не вдох­нов­ля­ют. Смот­рю раз­ве что ново­сти ино­гда. В каче­стве фона или срав­нить, где и как что пре­под­но­сят.

— Воз­рож­де­ние уме­ния читать меж­ду строк?

— Что-то вро­де… Канал «Куль­ту­ра» пред­по­чи­таю и всем реко­мен­дую.

— И рекла­мы там нет…

— Да уж! Ино­гда могу смот­реть «Куль­ту­ру» не отры­ва­ясь — и филь­мы класс­ные, и позна­ва­тель­ные пере­да­чи, и музы­каль­ные. Вон была нон-стоп транс­ля­ция по пово­ду юби­лея Филар­мо­нии. Одно удо­воль­ствие! «Дис­ка­ве­ри» еще выру­ча­ет. Спорт по «тарел­ке».

— В той же песне про теле­ви­зор утвер­жда­ет­ся, что «тер­ро­ризм — это пло­хо, Пуга­чё­ва — хоро­шо». Не Ваш песен­ный герой, а Вы сами, Тимур Шаов, под­пи­сы­ва­е­тесь под обо­и­ми утвер­жде­ни­я­ми?

— С пер­вым любой нор­маль­ный чело­век согла­сит­ся. Даже теле­ви­зор. А вот к Пуга­чё­вой я спо­ко­ен. Она ведь уже дав­но… (под­би­ра­ет опре­де­ле­ние)… обще­ствен­ное явле­ние, а не музы­кант. С интер­не­том ста­ло лег­че нор­маль­ную музы­ку най­ти: в «ютью­бе» есть роли­ки Клэп­то­на, Аткин­са… Кан­три очень люб­лю.

— Плав­но пере­шли к обсуж­де­нию, какая музы­ка нуж­на наро­ду. Стране, так ска­зать, рос­сий­ской дей­стви­тель­но не нуж­ны Пен­де­рец­кий и Сло­ним­ский, а так­же при­мкнув­шие к ним Ген­дель, Бах и Моцарт? Вы сами слу­ша­е­те клас­си­ку или всё же боль­ше о ней тос­ку­е­те?

— Всё хоро­шо в меру. Клас­си­ку надо знать. Но слу­шать ее начи­нать надо в под­го­тов­лен­ном виде, а то у нас веч­но пал­ку пере­ги­ба­ют. Дол­жен быть соот­вет­ству­ю­щий багаж. Клас­си­ку надо слу­шать в нор­маль­ной про­пор­ции с дру­гой музы­кой, и начи­нать детям, есте­ствен­но, не с Шён­бер­га, а с Моцар­та, или Про­ко­фье­ва – «Петя и волк». Что­бы потом не удив­лять­ся, что в зре­лом воз­расте ее на дух не пере­но­сят.

5. Авто

— Серьез­ная такая тема. Осо­бен­но в Москве. Да и вооб­ще для любо­го круп­но­го горо­да. Любо­пыт­ная полу­ча­ет­ся под­бор­ка из цитат: наг­лый урод на «той­о­те» с кен­гу­рят­ни­ком, нахаль­ная харя на фер­ра­ри, брат­ва то на джи­пе, то на всё той же спор­тив­ной фер­ра­ри, «хам на «хам­ме­ре» сидит». Зато «пти­ца-девят­ка» или, в худ­шем слу­чае, «в раз­ных про­чих «опе­лях» томим­ся мы»… Это такой совре­мен­ный вари­ант клас­со­вых рас­прей?

— (Сме­ет­ся) Да, Вы под­ме­ти­ли… Есть что-то в этом роде. На под­со­зна­тель­ном уровне. Но в свое оправ­да­ние ска­жу, что боль­шин­ство песен из 90-х, когда на доро­ге было оче­вид­ное рас­сло­е­ние. И суть здесь не то, какая маши­на, а кто за рулем. Сей­час мно­гое поме­ня­лось — в хоро­ших маши­нах ста­ли ездить и хоро­шие люди.

— Риск­ну ска­зать боль­ше — пове­де­ние води­те­лей мед­лен­но, но улуч­ша­ет­ся…

— Согла­шусь. Отмо­роз­ков по-преж­не­му хва­та­ет, но, напри­мер, если какие про­бле­мы на доро­ге, сра­зу оста­нав­ли­ва­ют­ся, пред­ла­га­ют помощь.

— И даже не заво­дят речь о воз­на­граж­де­нии…

— И это тоже важ­но.

— А у Вас была «пти­ца-девят­ка», что о ней так неж­но? И какая у Вас маши­на, если не сек­рет?

— Нет, «девят­ка» у дру­га была… У меня сей­час «Той­о­та RAV 4».

— С кен­гу­рят­ни­ком? Пово­рот­ни­ки вклю­ча­е­те? (сме­ем­ся оба). А вот еще: «Вер­ни­те, гады, мне маши­ну»… У Вас маши­ну уго­ня­ли?

— Нет, это тоже у дру­га. Заим­ство­ван­ный, к сча­стью, опыт… (да уж, хоро­шо иметь дру­зей, на кото­рых мож­но пере­ло­жить столь печаль­ный опыт. — И.М.)

— Двух­се­рий­ную пес­ню про «тво­е­го мужа — слу­жа­ще­го орга­нов без­опас­но­сти дорож­но­го дви­же­ния» вооб­ще рас­та­щи­ли на цита­ты. Как у Вас скла­ды­ва­ют­ся отно­ше­ния с дорож­ны­ми поли­цей­ски­ми? Не оби­жа­ют­ся герои на эти пес­ни? При слу­чае так захо­чет­ся ото­мстить. Или, может, Вы не в их репер­ту­а­ре?

— Я вооб­ще-то ред­ко нару­шаю ПДД, и поэто­му ред­ко с ними обща­юсь. Но… (счи­та­ет, вспо­ми­ная) при­мер­но 4 раза из 7−8… То есть в поло­вине слу­ча­ев бывал опо­знан. «Это Вы тот това­рищ, что ост­рень­кие пес­ни поет?» Имен­но так — «ост­рень­кие». Так что непло­хая у меня узна­ва­е­мость сре­ди гаиш­ни­ков, вряд ли ниже, чем в целом по стране. Прав­да, эти гаиш­ни­ки — мос­ков­ские. Но никто из них ко мне допол­ни­тель­ных репрес­сив­ных мер не при­ме­нял.

6. Бла­го­род­ные гре­хи

— «Слав­но пре­да­вать­ся бла­го­род­ным гре­хам». В Вашем изло­же­нии про­цесс выпив­ки и даже похме­лья дей­стви­тель­но выгля­дит бла­го­род­но…

— Да! Похме­лье, может, и ни к чему, но вот выпи­вать — это бла­го­род­ное заня­тие. Если, конеч­но, бла­го­род­но выпи­вать. И не путать про­цесс пра­виль­ной выпив­ки с пьян­ством до свин­ско­го состо­я­ния.

— Согла­сен! Пред­по­чи­та­е­те пиво и вис­ки?

— Это по пес­ням? Ну, нет! Если опять же пра­виль­но, то ВСЁ люб­лю. Сей­час, конеч­но, воз­раст не тот, и я созна­тель­но себя огра­ни­чи­ваю, но… Вот, к при­ме­ру, горя­чий, крас­ный борщ со сме­та­ной. Как тут без стоп­ки холод­ной вод­ки?! А крас­но­го терп­ко­го вина под хоро­шее мясо? Теки­лу еще люб­лю. Под соот­вет­ству­ю­щее настро­е­ние. Да всё люб­лю. Хотя, навер­но, вис­ки из креп­ких напит­ков для меня — при­о­ри­тет. В кон­це кон­цов, это в неболь­ших дозах полез­но! Тонус, вку­со­вые рецеп­то­ры, дав­ле­ние, кис­лот­ный баланс…

— Спа­си­бо, док­тор! (Кто не в кур­се, Тимур по обра­зо­ва­нию врач-гастро­эн­те­ро­лог). Справ­ку бы мне еще для под­твер­жде­ния… Но пиво, судя таки по пес­ням, вне кон­ку­рен­ции?

— Пиво… Это — ПИВО! Обя­за­тель­но с рыбой. Не могу его про­сто так пить и не пони­маю тех, кто тянет бокал за бока­лом, не заку­сы­вая. Я вкус­ным пивом запи­ваю дру­гие вкус­ные вещи.

— Эх, Вы так слав­но фор­му­ли­ру­е­те, что слюн­ки текут! А я за рулем… Надо тему менять. «Насла­жде­ние фут­бо­лом даже выше поло­во­го». Но у авто­ров-музы­кан­тов это одна из ред­ких тем: спорт вооб­ще, и фут­бол в част­но­сти. Про любовь, пого­ду, поли­ти­ку и вся­ких ска­зоч­ных пер­со­на­жей сколь­ко угод­но. А про­из­ве­де­ний о фут­бо­ле, тем более удач­ных, раз-два и обчел­ся.

— (Слег­ка задум­чи­во). Да, у меня тоже все­го одна…

— А «чук­ча-чем­пи­он»? (ого­вор­ка по Фрей­ду: на самом деле «Чел­си» — чем­пи­он», но Тимур всё понял пра­виль­но. — И.М.).

— Это совсем не про фут­бол. Совсем… Полу­ча­ет­ся, что неза­чем об этом петь. Не вдох­нов­ля­ет. Одни «стра­да­ния». Покри­ти­ко­ва­ли их разок и хва­тит. И так им тяже­ло…

— Но были же и уда­чи у фут­бо­ли­стов, вот в 2008 году…

— У меня вооб­ще хва­лить и вос­пе­вать не слиш­ком полу­ча­ет­ся. Типич­но наш мен­та­ли­тет: ругать — с удо­воль­стви­ем, а хва­лить-то за что? Как бы так оно и долж­но быть.

— «Но фут­бол-то тут при­чем… наш удел – хок­кей с мячом». А мы послед­ний миро­вой чем­пи­о­нат по бен­ди про­иг­ра­ли шве­дам, зато ЧМ по фут­бо­лу выиг­ра­ли…

— Так это ж пляж­ный фут­бол. Его с насто­я­щим фут­бо­лом, как гольф с хок­ке­ем, срав­ни­вать — тоже клюш­ка­ми игра­ют (опять спо­рить не стал. Но по мне пляж­ный фут­бол и зре­ли­ще достой­ное, а уж какой повод для гор­до­сти! — И.М.)

— Зато побе­ди­ли бра­зиль­цев и посра­ми­ли Пеле, кото­рый гово­рил, что это про­изой­дет не рань­ше, чем Бра­зи­лия выиг­ра­ет ЧМ по хок­кею… От дел сбор­ных к клу­бам: «я вооб­ще-то — за «Тор­пе­до»»… Это для риф­мы?

— (Вооду­шев­лен­но) Исклю­чи­тель­но для риф­мы. Я — за «Спар­так» с 13 лет, с 1977 года, когда он «Локо­мо­тив» обыг­рал 8:1. А с болель­щи­ком «Тор­пе­до» на сво­ем веку я зна­ком толь­ко один раз. И то не понял, как он там (у меня в Кара­чае­во-Чер­ке­сии) ока­зал­ся.

— Поздрав­ляю. Теперь у Вас два зна­ко­мых болель­щи­ка «Тор­пе­до»!

… (Пау­за как в «Реви­зо­ре»)

7. Лич­ность

— Тар­ков­ский как-то ска­зал, что если бы были иде­аль­ные усло­вия для рабо­ты, худож­ник бы не состо­ял­ся. Ины­ми сло­ва­ми, поэт дол­жен быть голод­ным…

— (Вто­рой раз за всё вре­мя раз­го­во­ра не дослу­ши­ва­ет фор­му­ли­ров­ку) Если живешь один, то можешь спать на помой­ке и гор­до ходить в руби­ще. И тво­рить-тво­рить… А если у тебя семья? Дети по лав­кам? Тут уж, изви­ни­те, ты не поэт, а муж­чи­на: несешь ответ­ствен­ность за тех, кто с тобой!

— Сла­ва богу, нашел столь авто­ри­тет­но­го союз­ни­ка!

— И вооб­ще это утвер­жде­ние (про голод­но­го поэта) серьез­ной базы не име­ет. «Сытых поэтов» ничуть не мень­ше! Мике­лан­дже­ло — один из бога­тей­ших людей сво­е­го вре­ме­ни. Лео­нар­до, мяг­ко гово­ря, не бед­ство­вал. Фет, Тют­чев, граф Тол­стой. Пуш­кин что ли был беден? В дол­гах, прав­да… А совре­мен­ни­ков взять? Галич — бла­го­по­луч­ный барин, сиба­рит, любил жен­щин, кра­си­во поесть, пожить, ни в чем себе не отка­зы­вал, а вот, поди ж ты, — попер про­тив систе­мы. Зна­чит, не в желуд­ке у него было пусто. А здесь (сту­чит себя в грудь) что-то боле­ло. Нет, голод­ным быть я не соби­ра­юсь и нико­му не сове­тую.

— То есть невы­но­си­мые окру­жа­ю­щие усло­вия Вас на твор­че­ство не вдох­нов­ля­ют? А иде­аль­ные помо­га­ют?

— Тут надо раз­де­лять быто­вые усло­вия и атмо­сфе­ру в стране. Напри­мер, что­бы вос­пи­ты­вать нор­маль­ных детей, даже демо­кра­тия в стране не обя­за­тель­на. А мне един­ствен­ное, что меша­ет, — нехват­ка вре­ме­ни. Суе­та. Поезд­ки непре­рыв­ные.

— Ваш напря­жен­ный кон­церт­ный гра­фик — суро­вая необ­хо­ди­мость? Чтоб не быть голод­ным?

— Во мно­гом. Вол­ка ноги кор­мят. Если не кон­цер­ты, дав­но бы их (ноги) про­тя­ну­ли. На дис­ках у нас не зара­бо­та­ешь… С дру­гой сто­ро­ны, кон­церт — это не рабо­та…

— А что же?!

— Удо­воль­ствие, обще­ние. Под­дер­жа­ние фор­мы. Рабо­та для меня — писать. Сочи­нять. Но вре­ме­ни на это мало. Ката­стро­фи­че­ски. Когда я был док­то­ром, а музы­ка была хоб­би — писа­лось очень лег­ко. А теперь — мно­же­ство вся­ких нюан­сов, свой­ствен­ных нынеш­ней про­фес­сии. Сосре­до­то­чить­ся невоз­мож­но, а на ходу писать не умею. Я вот здесь (обво­дит рукой кух­ню) не могу. В само­ле­те не могу, в гости­ни­цах… Вот уеду зав­тра на дачу на три дня — что-то, гля­дишь, и полу­чит­ся. Жду не дождусь. Еще обра­тил вни­ма­ние, что мне заме­ча­тель­но рабо­та­ет­ся в пол­но­лу­ние. Био­ритм такой.

— Пол­но­лу­ние было пару дней назад…

— Ага. А я, как дурак, — на кон­цер­те!

— Из вра­чей полу­чи­лось мно­же­ство людей искус­ства — Горин, Розен­ба­ум, Лукья­нен­ко, Шаов. Неуже­ли всё из-за того, что «отчиз­ной постав­лен на мне крас­ный крест» и что «кро­ме ана­ли­за мочи ничё вра­чам не све­тит»?

— Штамп! (явно, не пер­вый раз отве­ча­ет. — И.М.). Вы же пере­чис­ли­ли ВЕСЬ спи­сок. Боль­ше-то нет нико­го. Из дру­гих про­фес­сий пере­шли в твор­че­ство ничуть не мень­ше людей. Может быть, из пожар­ных чуть мень­ше, чем, ска­жем, из педа­го­гов, но всё рав­но.

— Задам вопрос, в общем-то пред­по­ла­гая ответ… При­лич­ный автор (про­за­ик, поэт, песен­ник) дол­жен быть доста­точ­но широ­ко обра­зо­ван, мно­го читать, ори­ен­ти­ро­вать­ся в реа­ли­ях жиз­ни. Ина­че ему про­сто не о чем будет писать. Так? Успе­ва­е­те ли Вы сле­дить за жиз­нью, что­бы не иссяк источ­ник вдох­но­ве­нья?

— Само собой! Хотя здесь при­чи­на и след­ствие пере­пу­та­лись. Лишь толь­ко тот, кто мно­го чита­ет, зна­ет, про­дол­жа­ет впи­ты­вать раз­но­об­раз­ную инфор­ма­цию, может стать достой­ным, инте­рес­ным для окру­жа­ю­щих авто­ром. Я и дома ста­ра­юсь не выпа­дать из инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка, а уж во всех поезд­ках у меня с собой куча раз­но­об­раз­но­го чти­ва — и в печат­ном, и в элек­трон­ном виде. Про­сто так сидеть, пялясь в про­стран­ство, как бы о чем-то думать, я не умею. И есте­ствен­но, все полу­чен­ные зна­ния в даль­ней­шем полу­ча­ют твор­че­скую обра­бот­ку.

8. Семья и Дом

— Вот про жену у Вас очень мно­го. Эта­кий сим­вол твор­че­ства. И в широ­ком спек­тре: рядом с кра­си­вой лири­кой — «куп­лю жене я сапо­ги, еще на шлюх я дол­ла­ры не тра­тил»; вме­сте «не ори на жену, баран» и «уж луч­ше бы жену укра­ли, я б Вам еще и допла­тил».

— В широ­ком спек­тре (улы­ба­ет­ся) это «лири­че­ская жена лири­че­ско­го героя». Хоро­шо, что насто­я­щая жена это пре­крас­но пони­ма­ет. И дей­стви­тель­но это сим­вол. Анто­ло­гия про­ти­во­сто­я­ния «жены» и «чело­ве­ка». Корот­кий такой и емкий тер­мин для явле­ния, кото­рое, нахо­дясь посто­ян­но рядом, извне пося­га­ет на твое внут­рен­нее про­стран­ство. Ну а кто не обо­ро­ня­ет свое внут­рен­нее про­стран­ство?

— «Если папу любят дети — это, пра­во, очень слав­но!» Вы опыт­ный отец… Справ­ля­е­тесь с тре­мя-то?

— With a Little Help from My Friends ( зна­ме­ни­тая пес­ня Beatles. — И . М .). Ста­ра­юсь уде­лять вни­ма­ние. Но часто в разъ­ез­дах. Бабуш­ка очень выру­ча­ет. Бабуш­ка — это свя­тое. Без нее жена была бы при­вя­за­на, ей ведь тоже хочет­ся поез­дить. У нас теперь по все­му миру дру­зья раз­бро­са­ны. В Изра­и­ле, в Аме­ри­ке… (после пау­зы). В Пермь, прав­да, со мной не едет. А вот в Нью-Йорк с удо­воль­стви­ем .

— Папа пыта­ет­ся детей куда-то дви­гать, или они сами? Есть какой-нибудь дру­гой спо­соб вырас­тить достой­но­го граж­да­ни­на, кро­ме как одеть в пре­зи­дент­ские баш­ма­ки? (намек на строч­ки «отдам их сыну, пусть носит не сни­мая, вдруг ста­нет чело­ве­ком, раз­дол­бай»).

— Мне кажет­ся, толь­ко лич­ным при­ме­ром. Ника­кие нота­ции не помо­гут. Про­сто не делать ниче­го тако­го, чего бы ты потом не хотел уви­деть в сво­их детях. Дети, ведь они всё под­ме­ча­ют, всё впи­ты­ва­ют, и в них потом отра­жа­ет­ся, как в зер­ка­ле…

— А вли­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды? О кото­рый Вы так нелест­но…

— Да, это про­бле­ма. От все­го не огра­дишь. Но опять же — на соб­ствен­ном при­ме­ре. В кон­це кон­цов, если в доме не смот­рят дурац­кие теле­пе­ре­да­чи, и ребе­нок в кон­це кон­цов пой­мёт, что есть нечто получ­ше.

— «Но мне при­сущ такой счаст­ли­вый взгляд на вещи: пусть кто-нибудь дру­гой на свой при­ют кле­ве­щет». Ваш «Шми­тов­ский про­езд» — это образ иде­аль­ной стра­ны, из кото­рой «Кры­со­лов» увел всех лиш­них? Не бои­тесь ли как у Мака­ре­ви­ча: «насколь­ко нас оста­лось мало»?

— Боюсь (улы­ба­ет­ся). Но хоро­ших людей доста­точ­но мно­го, боль­ше, чем… дру­гих.

— Дей­стви­тель­но, людей мно­го­ва­то. Мне как жите­лю тихо­го под­мос­ков­но­го город­ка осо­бен­но это бро­са­ет­ся в гла­за. Центр Моск­вы — это ужас… «Как Вы живе­те здесь»?

— «Живём!». У нас не совсем центр, хотя рядом. Вот чуть даль­ше к Садо­во­му — дей­стви­тель­но ужас. Для людей ниче­го нет, ни мага­зи­нов, ни дорог. Не про­ехать, не прой­ти… Но я люб­лю Моск­ву, прав­да. При­вык к ней. И потом такое отно­ше­ние тянет­ся из про­шло­го, из 70-х. Это был чуд­ный город. Свет­лый. Я и филь­мы смот­рю ста­рые во мно­гом из-за носталь­гии — как оно там и тогда было. Как люди выгля­де­ли, как ули­цы. Сен­ти­мен­таль­ный я чело­век…

Илья Мир­мов

Помощь в орга­ни­за­ции ока­за­ли:

Ната­лья Мир­мо­ва, Миха­ил Нови­ков, Евге­ний Вдо­вин.

Фото­гра­фии (кро­ме отдель­но под­пи­сан­ной) предо­став­ле­ны Тиму­ром Шао­вым.

Исполь­зо­ва­ны цита­ты из песен Тиму­ра Шао­ва:

Пегас, муза и лири­че­ский герой

Аст­ро­ло­ги­че­ская

Това­ри­щи уче­ные 30 лет спу­стя

Снеж­ный чело­век

Не ходи!

Слав­но

О народ­ной люб­ви

Граж­дан­ский пафос

Пат­ри­о­ти­че­ский марш

Теле­ви­зор

По клас­си­ке тоскуя

Вклю­чай­те пово­рот­ни­ки

Романс-посвя­ще­ние авто­мо­би­лю «ВАЗ-2109»

Чисто кон­крет­но

Проб­ки в Москве

Вер­ни­те маши­ну!

Твой муж гаиш­ник

Твой муж ГиБ­эД­э­Деш­ник

Радост­ная песнь чук­чи

Фут­боль­ные стра­да­ния

Наша борь­ба

Вра­чеб­ная нищен­ская

Романс о жен­щине

Не ори на жену, баран!

Слу­чай в Крем­ле

Шми­тов­ский про­езд

Утрен­няя песнь горо­да

Из Аме­ри­ки с любо­вью

Фраг­мент видео­съём­ки во вре­мя раз­го­во­ра 14 фев­ра­ля


Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Михаил ГалкинOlegMinsk Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
OlegMinsk
OlegMinsk

«Индекс автор­ской пес­ни», один из пер­вых в мире книж­но-биб­лио­теч­ных про­ек­тов ново­го поко­ле­ния, сто­и­мо­стью более 100 мил­ли­о­нов уе. Сего­дня в мире осо­бо зна­чи­мые кни­ги созда­ют­ся пока дву­мя спо­со­ба­ми: одни авто­ры, нахо­дясь в шта­те бога­тых уни­вер­си­те­тов, полу­ча­ют типа твор­че­ско­го отпус­ка на несколь­ко лет, что­бы напи­сать выда­ю­щу­ю­ся кни­гу, дру­гие тре­бу­ют зара­нее аванс несколь­ко мил­ли­о­нов уе и начи­на­ют писать, а изда­тель парал­лель­но несколь­ко лет «кре­а­тив­но» раз­жи­га­ет инте­рес к буду­ще­му шедев­ру, что­бы затем про­да­жа­ми отбить аванс и зара­бо­тать само­му. При­ме­ров у меня есть мно­го, но они все англо-языч­ные, к сожа­ле­нию… В Шве­ции есть место, кото­рое 40 лет назад было забы­той богом гор­но-лес­ной пусты­ней. Тогда там собра­лась моло­дая коман­да, кото­рая нача­ла заклю­чать пари, что вско­ре они… Подробнее »

Михаил Галкин
Михаил Галкин

Отлич­ная ста­тья, спа­си­бо! Мне очень сим­па­ти­чен Тимур Сул­та­но­вич, и как автор, и про­сто как чело­век. Инте­рес­но, в моём люби­мом Пущи­но он тоже побы­вал?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: