Музыкальный интеллектуал

О вку­сах, как извест­но, спо­рить слож­но. Они, в част­но­сти, не под­да­ют­ся клас­си­фи­ка­ции по соци­аль­ным груп­пам. Ауди­то­рии чита­те­лей ТрВ-Нау­ка тоже свой­ствен плю­ра­лизм. Но всё-таки пра­ви­ло «Подоб­ное тянет­ся к подоб­но­му» еще никто не опро­верг. Ска­жем, если вы не без­раз­лич­ны к музы­ке, то, будучи дей­ству­ю­щим уче­ным, вряд ли отда­ди­те пред­по­чте­ние попсе перед… Да перед чем угод­но. По мое­му лич­но­му наблю­де­нию, интел­лек­ту­а­лы и музы­ку пред­по­чи­та­ют соот­вет­ству­ю­щую, при­чем вне зави­си­мо­сти от жан­ра.

Тро­иц­кий центр куль­ту­ры и твор­че­ства, 5 фев­ра­ля 2012 года. На сцене Тимур Шаов и Миха­ил Махо­вич (фото Ната­льи Коз­лин­ской, Тро­иц­кое инфор­ма­гент­ство)

Автор-испол­ни­тель Тимур Шаов явля­ет­ся ярким пред­ста­ви­те­лем имен­но интел­лек­ту­аль­но­го направ­ле­ния. Что, впро­чем, не отме­ня­ет его про­чих досто­инств. Кому по уди­ви­тель­но­му зиг­за­гу судь­бы не дово­ди­лось слы­шать Тиму­ра, реко­мен­дую загля­нуть хотя бы в Интер­нет. Там его пес­ни ни в коем слу­чае не явля­ют­ся дефи­ци­том. Я знаю репер­ту­ар Шао­ва почти пол­но­стью, но вот кон­церт его посчаст­ли­ви­лось посе­тить впер­вые. В Тро­иц­ке, где это про­изо­шло, пол­ный зал соби­ра­ет­ся с боль­шим скри­пом, но тут — яблоч­ку негде было упасть. И зри­те­ли явно вна­кла­де не оста­лись: интел­лект интел­лек­том, но надо же еще и музи­ци­ро­вать уметь, и репер­ту­а­ром соот­вет­ству­ю­щим обла­дать.

Фор­му­ли­руя науч­но, хоро­шая пес­ня (в любом абсо­лют­но жан­ре) — это гар­мо­нич­ный син­тез исход­но­го мате­ри­а­ла и каче­ствен­но­го испол­не­ния. В пер­вый ингре­ди­ент вхо­дят мело­дия и текст, во вто­рой— вокал и инстру­мен­таль­ная аран­жи­ров­ка. Так вот, риск­ну выска­зать­ся почти без­апел­ля­ци­он­но. В Рос­сии мало най­дет­ся рав­ных Тиму­ру Шао­ву по инте­граль­ной состав­ля­ю­щей твор­че­ства.

Шаов сочи­ня­ет мело­дии от при­ят­ных до пре­крас­ных и пишет к ним неиз­мен­но вели­ко­леп­ные сти­хи. Он отлич­но узна­ва­ем, мож­но даже ска­зать, непод­ра­жа­ем в сво­ем испол­не­нии, а бла­го­да­ря сотруд­ни­че­ству с вир­ту­оз­ны­ми музы­кан­та­ми его пес­ни про­фес­си­о­наль­но «сде­ла­ны» и пода­ны. Гита­рой Тимур тоже вла­де­ет на уровне, как гово­рит­ся, «чтоб я сам так играл». К тому же песен у него хоро­шо за сот­ню, и сре­ди них прак­ти­че­ски нет тех, кото­рые не хочет­ся слу­шать вто­рой раз.

Несо­мнен­но, име­ют­ся и стро­гие кри­ти­ки твор­че­ства Шао­ва. Фу, бард, ска­жут одни, вкла­ды­вая в это опре­де­ле­ние нелю­бовь к спе­тым у кост­ра мимо нот на три блат­ных аккор­да насквозь вто­рич­ным по тек­сту «про­из­ве­де­ни­ям само­де­я­тель­ной пес­ни». Ну да, неко­то­рые вещи Шао­ва вполне тра­ди­ци­он-ны по мело­ди­ке. Гита­ра в руках опять же аку­сти­че­ская, аран­жи­ров­ки явно не оркест­ро­вые, музы­ка в целом не гром­кая… При­том, что истин­ные рев­ни­те­ли чисто­ты жан­ра неред­ко отка­зы­ва­ют Тиму­ру в пра­ве счи­тать­ся «чисто­кров­ным бар­дом», о чем сам он неод­но­крат­но и со свой­ствен­ной иро­ни­ей твор­че­ски отчи­ты­вал­ся.

Но Шаов — это совсем не тот несчаст­ный слу­чай, когда артист застре­ва­ет меж­ду жан­ра­ми в позе «ни нашим, ни вашим», а как раз наобо­рот — оли­це­тво­ря­ет собой заме­ча­тель­ный тезис: хоро­ши все жан­ры, кро­ме скуч­но­го. Уж чего-чего, а скуч­ны­ми пес­ни Шао­ва нель­зя назвать ни в коем слу­чае. В них мож­но уло­вить какие угод­но сти­ли и направ­ле­ния совре­мен­ной музы­ки: и рок-н-ролл, и блюз, и шан­сон, и регг­эй, и фраг­мен­ты клас­си­ки. Осо­бо про­дви­ну­тые зна­то­ки заме­тят, что это, дескать, уже сыг­ра­но, а то — не раз ска­за­но. На что воз­ра­жу: немуд­ре­но — нот все­го семь, букв трид­цать три, повто­ры неиз­беж­ны, зато мас­штаб музы­каль­ной и поэ­ти­че­ской куль­ту­ры поз­во­ля­ет Шао­ву изящ­но избе­гать тупых пла­ги­а­тов, а если что-то где-то слы­шит­ся зна­ко­мое — то исклю­чи­тель­но как «цита­ты к месту».

И, нако­нец, глав­ное. Как-то так пове­лось, что в рос­сий­ской песен­ной тра­ди­ции сочи­ни­те­ли, вла­де­ю­щие Сло­вом, зани­ма­ют осо­бое, не побо­юсь пафо­са, куль­то­вое поло­же­ние. При­чем это каса­ет­ся прак­ти­че­ски всех музы­каль­ных повет­рий — от хард-рока до шан­со­на, от рэпа до КСП. Ска­зать, что Шаов уме­ет писать сти­хи — по сути, ниче­го не ска­зать. Тако­го пло­до­ви­то-мно­го­слов­но-вити­е­ва­то­го бас­но­пис­ца еще поис­кать. Но при всех вну­ши­тель­ных раз­ме­рах его песен­ных тек­стов прак­ти­че­ски нико­гда не хочет­ся ска­зать: «луч­ше мень­ше — да луч­ше». Раз­вер­ну­тые Шао­вым поэ­ти­че­ские полот­на увле­ка­тель­ны в сво­ей фан­та­зии, раз­но­об­раз­ны по тема­ти­ке и точ­ны в тер­ми­но­ло­гии. Нетри­ви­аль­ные раз­мыш­ле­ния о веч­ных исти­нах сме­ня­ют­ся узна­ва­е­мы­ми быто­вы­ми зари­сов­ка­ми и про­дол­жа­ют­ся не зануд­ны­ми лек­ци­я­ми о теку­щем поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ском поло­же­нии. Интел­лек­ту­аль­ность и народ­ность в текстах Шао­ва сме­ша­ны в при­чуд­ли­вых, но прак­ти­че­ски все­гда в иде­аль­ных соот­но­ше­ни­ях.

Яркая осо­бен­ность Тиму­ра в том, что он — один из немно­гих авто­ров, кото­рые уве­рен­но назы­ва­ют вещи сво­и­ми име­на­ми, и это вос­при­ни­ма­ет­ся совер­шен­но без напря­га. С пол­ным пони­ма­ни­ем. Ну не быва­ет у него так, как в анек­до­те — «жопа есть, а сло­ва нету». Шаов, напри­мер, совер­шен­но не стес­ня­ет­ся в пес­нях сам себя име­но­вать чучмеком/​басурманином, и поэто­му мож­но сме­ло утвер­ждать: таких насто­я­щих рос­си­ян бы поболь­ше. Оста­ет­ся толь­ко удив­лять­ся и вос­хи­щать­ся, насколь­ко сво­бо­ден и богат (когда надо утон­чен­но-изыс­кан, когда надо — утри­ро­ван­но осо­вре­ме­нен) поэ­ти­че­ский язык у чело­ве­ка, родив­ше­го­ся и суще­ствен­ную часть жиз­ни про­вед­ше­го в дале­ко не самом рус­ско­языч­ном рай­оне нашей стра­ны. Впро­чем, доста­точ­но почи­тать крат­кую авто­био­гра­фию Шао­ва, что­бы понять — во всем «вино­ва­та» семья. В такой семье про­сто обя­зан был появить­ся «народ­ный поэт».

На сцене Шаов со това­ри­щи (Миха­ил Махо­вич с ман­до­ли­ной и муль­ти­ин­стру­мен­та­лист Андрей Куд­ряв­цев — про­сто вол­шеб­ни­ки) про­ве­ли два отде­ле­ния, более чем по часу каж­дое. На выхо­де я услы­шал мне­ние, под кото­рым готов под­пи­сать­ся: «Это всё что угод­но, но не «само­де­я­тель­ная пес­ня»». Тимур актив­но и ост­ро­ум­но общал­ся со зри­те­ля­ми, пел по зака­зам из зала и воз­дал долж­ное про­грамм­но­му «муму­зи­к­лу» «О чем мол­чал Гера­сим». А еще была авто­граф-сес­сия чело­век на 50, и съем­ки ТВ до кон­цер­та, и раз­го­вор с пишу­щей прес­сой после… Ну, мы силь­но мучить столь про­фес­си­о­наль­но и доб­ро­же­ла­тель­но отра­бо­тав­ше­го това­ри­ща не ста­ли. Бук­валь­но несколь­ко вопро­сов с под­спуд­ной воз­мож­но­стью экс­клю­зив­но­го интер­вью. А то — как ни пого­во­рить по душам с авто­ром слов из пес­ни: «Ты зна­ешь, Петя, я заува­жал нау­ку…»

Но самое заме­ча­тель­ное, что, слу­шая про­из­ве­де­ния «из пер­вых рук», мож­но с высо­кой долей веро­ят­но­сти понять жиз­нен­ные уста­нов­ки чело­ве­ка: его отно­ше­ние к семье, близ­ким, дру­зьям, недоб­ро­же­ла­те­лям, Родине, твор­че­ству, к хоро­шим и, наобо­рот, рис­ко­ван­ным при­выч­кам, фут­бо­лу, сек­су, поли­ти­ке и даже (ред­кий слу­чай!) к нау­ке… И осо­знать, что эти уста­нов­ки весь­ма близ­ки тво­им соб­ствен­ным. Тогда и без того хоро­шие пес­ни слу­шать ста­но­вит­ся еще при­ят­нее.

Илья Мир­мов

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: