У неверных бабушек бывает больше внуков

Серый юнко (http://upload.wikimedia.org)

Как уже упоминалось, применение молекулярных методов показало, что у многих видов, считавшихся моногамными, заметная часть потомства происходит от «внебрачных связей». Прежде чем приступить к теоретической эволюционной интерпретации этого, нужны полевые наблюдения. Одно недавно было проделано лабораторией Эллен Кеттерсон из Университета Индианы в Блумингтоне (США) [1], и опубликовано в «Трудах Британского Королевского общества» [2].

Существующие наблюдения над 55 видами моногамных птиц указывали, что приспособленность потомства, полученного от внебрачных связей, не выше, чем потомства от основного партнера, и возникал вопрос, зачем тогда это всё природе нужно [3]. Однако до сих пор приспособленность измерялась как вероятность выживания до вылета из гнезда или размер в момент обретения независимости от родителей. Однако всё это непрямые признаки, главными же являются количество, качество и выживание потомства.

Сотрудники лаборатории вели многолетние наблюдения над серыми юнко (dark-eyed junco, Junco hyemalis), небольшими (размером с воробья) певчими птицами из семейства овсянковых, распространенными практически во всей Северной Америке. Пара юнко откладывает три-четыре яйца, самка высиживает их в течение примерно двух недель, а потом еще пару недель о птенцах заботятся оба родителя.

Кладка яиц (http://generic.pixmac.com)

Подсчет птиц, приступающих к очередному сезону размножения, не выявил никаких различий между «законным» и «незаконным» потомством. Но вот в количестве потомков второго поколения различия уже были видны, причем они проявились по-разному у самцов и самок.

Самки, рожденные от внебрачной связи, имели больше потомства от своего основного партнера. Среди возможных объяснений — как большая плодовитость, так и способность привлекать лучших самцов. Кроме того, возможно, эти самки не только сами лучше заботятся о потомстве, но и лучше умеют вынуждать к этому своих партнеров. Для того, чтобы разделить эти альтернативы, следует провести раздельный подсчет отложенных яиц, вылупившихся и вылетевших птенцов, а в идеале — и время, проведенное каждым родителем в заботе о птенцах.

Механизм повышения плодовитости у самцов — другой: они (видимо, как их отцы) просто вступают в большое число внебрачных связей — вдвое чаще, чем самцы, рожденные в социальных парах. В то же время по двум другим параметрам — количеству птенцов от основной партнерши и способности защитить ее от внимания других самцов — эти самцы не отличались от обычных.

Птенцы (www.danviolette.com )

Одним из объяснений могла бы быть генетически обусловленная привлекательность таких самцов. Исследователям не удалось найти морфологических различий между самцами из двух групп, но такие возможности, как особенности пения или ухаживания, не были исследованы. Да и потом — как узнать, что именно может нравиться самкам небольшой певчей птички?

Хотя, как любое хорошее исследование, эта работа ставит больше вопросов, чем дает ответов, она уже опровергает некоторые простые теории. Кроме того, она явно доказывает, что косвенные измерения приспособленности не дают адекватной картины, и только долговременные исследования способны если не объяснить, то хотя бы описать, что происходит в природе.

М.Г.

1. www.indiana.edu/~kettLab

2. GerLach NM, McGLothLin JW, Parker PG, Ketterson ED. Promiscuous mating produces offspring with higher Lifetime fitness. Proc BioL Sci. 2011 Aug 31 (электронный препринт).

3. Akcay E, Roughgarden J. Extra-pair paternity in birds: review of the genetic benefits. EvoLutionary Ecology Research. 2007; 9: 855-868.

BeLLamy L, Pomiankowski A. AnimaL behaviour: Why promiscuity pays. Nature. 2011 Nov 9; 479(7372): 184-186.