«РадиоАстрон» переходит в режим интерферометра

Поиск лепестков начался

15 и 23 ноября начались испытания «РадиоАстрон» в моде наземно-космического интерферометра — поиск лепестков, т.е. получение первой корреляции между сигналами с космического и наземных радиотелескопов. Оба сеанса на длине волны 18 см прошли успешно. Научные данные с космического радиотелескопа были записаны на станции слежения и сбора информации в г. Пущино Московскои области. В качестве наземного плеча в наблюдениях участвовали три 32-метровых антенны россиискои системы «Квазар» в Светлом, Зеленчукскои, Бадарах, 70-метровыи радиотелескоп под Евпаториеи (Украина), 64-метровыи в Усу-да (Япония), 100-метровые «Эффельсберг» (Германия), GBT (США). Быстрыи анализ данных подтвердил их пригодность для обработки в режиме интерферометра. Центр обработки научных данных АКЦ ФИАН начал поиск интерференционных лепестков. Наблюдения 15 ноября были также поддержаны двумя телескопами европеискои РСДБ-сети, «Метсахови» (Финляндия, 14 метров) и «Онсала» (Швеция, 20 метров), которые детектировали несущую частоту от космического радиотелескопа на 8,4 ГГц. Эти измерения методом Доплера в рамках европеискои программы PRIDE предоставят дополнительную информацию о параметрах орбиты спутника. На декабрь 2011 г. запланированы первые интерферометрические испытания Космос — Земля на длине волны 6 см.

Первые успешные измерения расстояния до спутника «спектр-р» с помощью лазерного дальномера

Лазерная локация входит в комплекс запланированных точных орбитальных измерении «Спектр-Р». Такие измерения используются для высокоточнои реконструкции орбиты аппарата, необходимои для корректнои обработки данных работы наземно-космического интерферометра. Рано утром 15 ноября была успешно проведена первая лазерная локация космического аппарата «Спектр-Р». С 5:30 по 6:30 по московскому времени аппарат был сориентирован уголковыми отражателями на Землю. Локация велась французской Обсерваторией Лазурного берега близ города Грасс в рамках работы Международной службы лазерной локации (ILRS). В течение 35 минут непрерывной работы станции было получено 875 измерений, при этом расстояние до аппарата за это время изменилось от 65 до 70 тыс. км. Отраженный сигнал практически не содержал шумов. Ошибка полученных измерений не превышает 10 см. Измерения доступны по адресу: ftp://cddis.gsfc.nasa.gov/sLr/data/npt_crd/radioastro/2011/

Пульсар PSR0329+54 и водяной мазер в Орионе KL

В рамках программы летных иcпытаний 7 ноября на 0,3 ГГц прошли успешные наблюдения пульсара PSR0329+54, а 8 ноября — спектров водяного мазера в объекте Орион KL на частоте 22 ГГц. Сброс на Землю научной и служебной информации с борта во время этих наблюдении проводился через высокоскоростной канал передачи данных спутник — станция слежения и сбора информации в г. Пущино (ПРАО АКЦ ФИАН).

Бюллетень Астрокосмического центра

ФИАН

24.11.2011

www.asc.rssi.ru/radioastron/rus/

Комментарий ТрВ-Наука

Что такое интерферометрические «лепестки»?

Термин «лепестки» изначально относился к диаграмме направленности обычных антенн — функции, описывающей в полярных координатах величину отклика антенны на излучение, приходящее из разных направлений. Она действительно похожа на лепестки: главный и боковые, которые для параболических антенн во много раз меньше главного. В радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой, т.е. с независимой записью широкополосного сигнала на радиотелескопах, нет физических лепестков, как нет и физической интерференции. Записанные сигналы снабжены временными метками от атомных часов, которые обеспечивают синхронизацию при проведении первичной обработки данных в корреляционном центре. Допустим, в поле зрения антенн интерферометра есть яркий точечный источник. Тогда вычисляется корреляция сигналов, измеренных на двух антеннах, в зависимости от относительного сдвига времени At (или задержки фазы сигнала) и ее первой производной. Если At и At’ точно соответствуют времени прохода фронта радиоволны от источника между двумя антеннами и темпу ее изменения, тогда возникает пик корреляции, который можно назвать лепестком элементарного интерферометра. Сложность в том, что задержка At, а особенно ее первая производная, заранее известна лишь приблизительно и к тому же зависит от времени из-за движения обеих антенн. Именно поэтому лепестки приходится искать.

Далее начинается этап восстановления радиообраза объекта, что является формально некорректной обратной задачей.