Преступления и наказания у рыб-чистильщиков

06 декабря 2011 года. ТрВ № 93, c. 11, "Про это"
М.Г.
Рубрика: Исследования

Комментариев нет
5010 просм., 4 - за сегодня
Распечатать статью Распечатать статью

Чистильщики «обслуживают» большого групера. Epinephelus tukula. Фото: Richard Ling

Рыбы-чистильщики Labroides dimidiatus вынуждены все время бороться с искушением. Вместо жестких паразитов, для избавления от которых большие рыбы и приплывают к чистильщикам, хочется скусить кусочек слизи, покрывающей их чешую. Но если злоупотреблять этим, клиенты перестанут посещать «станцию очистки» — участок кораллового рифа, где «живет и работает» чистильщик.

Редуан Бшари (Redouan Bshary), этолог из швейцарского Университета Невшателя, обратил внимание, что клиенты охотнее посещают станции очистки, которые обслуживает пара чистильщиков, самец и самка. Наблюдения показали, что на таких станциях чистильщики жульничают куда реже, чем одиночки. Такая кооперация хорошо моделируется при помощи теории игр: хотя в краткосрочной перспективе сжульничать выгодно, далее это ведет к потере клиентов как в индивидуальных сессиях (укушенная рыба уплывает), так и в целом (такие станции реже посещаются).

Более того. Как при наблюдениях в естественной среде (в Красном море), так и в лабораторном эксперименте, имитирующем сеанс очистки, оказалось, что именно самки ответственны за более качественное обслуживание. И неудивительно: самцы, которые крупнее, атакуют их, если замечают попытку сжульничать. Открытым остается вопрос, что сдерживает самих самцов.

М.Г.