Отказ от фундаментальности образования делает «компетенции» заведомой фикцией

С просьбой высказать свое отношение к компетентностному подходу и прокомментировать тезисы, изложенные в статье Е. Шеваля, мы обратились к математику, главному научному сотруднику Математического института РАН, академику РАН Виктору Васильеву. Публикуем его отклик.

Мне тоже захотелось «поговорить прозой», т.е. в данном случае на языке компетенций. И вот: я утверждаю, что настоящая и, пожалуй, самая важная компетенция школьного (а в меньшей степени и высшего) математического образования — научиться отличать правильные рассуждения от неправильных и, более того, высказывания осмысленные от бессодержательных (составляющих где-то процентов 80 поступающей в мозг словесной информации).

Конечно, решить эту задачу в полном объеме бесконечно трудно, но есть сколько-то стандартных тестов, через которые натренировавшийся на математике человек сразу «прокачивает» то, что он слышит (или собирается произнести), и которые уже отсеивают львиную долю словесногомусора. Нет ли в рассуждении порочного круга? Не перепутаны ли причина и следствие? Нельзя ли придумать контрпример к произносимому общему утверждению? Есть ли уверенность в том, что участники разговора одинаково понимают произносимые слова? Если какое-то из этих (и еще нескольких более сложных) условий не выполнено, то разговор необходимо прервать — в лучшем случае до надлежащих уточнений.

В частности, нам пришлось бы так поступить со всеми без исключения существующими текстами образовательных стандартов, написанными в рамках компетентностного подхода. Единственный способ убедиться, что все читатели и писатели понимают одно и то же под написанными там словами, — это дать достаточно репрезентативный список конкретных задач, которые должен уметь решать учащийся, одолевший данный курс.

Да, именно задач! Список тем, понятий и теорем, которые должны быть пройдены (каковым списком ограничиваются традиционные учебные программы), не является сколько-нибудь содержательной фиксацией качества курса, поскольку «пройти» — понятие также крайне растяжимое. Но сейчас телега вообще стоит впереди лошади: разработчики стандартов пишут непонятно что означающие слова, законодатели (видимо, не освоившие указанной выше компетенции и привыкшие к эмоционально-поэтическому уровню строгости) утверждают эти постмодернистские тексты, а потом непонятно кто начинает наполнять их хоть каким-то (но все равно недостаточным и неоднозначным) смыслом. А сформулированное в статье «компетентностное» требование, что результатом изучения высшей математики должно быть «владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области», достойно Хаджи Насреддина, взявшегося обучить математике султанова ишака и подсуетившегося, чтобы определение этой области и круга «практических задач» поручили ему же.

Если говорить об общих принципах, выраженных на поэтическом уровне, то все мы помним с детства совершенную программу образования человека. В ней к математическому образованию относятся слова «и вырвал грешный мой язык, косноязычный и лукавый». (Конечно, как следует «внять неба содроганье» и т.п. в современном мире без математики тоже невозможно, но это вопрос следующего порядка.) Изготовители компетентностных концепций стандартов не одолели этой тяжелой, но возвышающей компетенции.

В последних четырех абзацах статьи Евгения Шеваля (а именно они являются главными) почти все неверно, кроме, пожалуй, критики в адрес нашего современного образования, — но критиковать мало, если это не сопровождается адекватной концепцией исправления.

Итак:

Рис. В. Богорада

1. В действительности компетентностный подход является частью проводимой сейчас политики подготовки узких специалистов, умеющих на уровне готовых рецептов решать небольшой комплекс конкретных задач и не обладающих кругозором вне этой ограниченной области. Фактически под университетом в Болонской концепции понимается примерно то, что 45 лет назад называлось техникумом (а настоящие университеты типа Кембриджа сильно страдают от этой унификации).

Увы, похоже, что люди, определяющие образовательную политику OECD, разбираются в современной науке и наукоемком производстве ненамного лучше своих российских партнеров: это явно не сливки западного интеллектуального сообщества. Если не остановить эту напасть, то лет через 15-20 Европа вступит в период техногенных катастроф — или не сможет пошевелить пальцем без упрямых китайцев. Мне довелось попрофессорствовать в английском техническом университете, и я получил впечатление чумы в воспроизводстве дееспособной молодежи в соответствующей отраслевой науке.

2. Утверждение, будто «широко образованный выпускник хорош только если не работает по специальности», не является элементом множества истинных высказываний. Узкий специалист натаскан на поведение в достаточно стандартных ситуациях, на работу с предметной областью как с черным ящиком на основе эмпирических рецептов, но при серьезном сбое оказывается беспомощен, и тут без фундаментального образования не обойтись. Можно сколько угодно записывать в «компетенциях», что специалист должен уметь вести себя в меняющемся мире: отказ от фундаментальности образования делает это заведомой фикцией.

Мне вспоминаются 1990-91 годы, правление кабинетов Рыжкова и Павлова, набивших руку на работе в условиях сырьевой экономики, и их судорожные трепыхания (каждый раз усугублявшие ситуацию), когда привычная система начала рушиться. И еженедельно стопроцентную инфляцию летом 1991-го, и пустые прилавки, и ГКЧПистов, имевших все силовые рычаги власти, но понимавших, что они не знают, как предотвратить голодный бунт, и посчитавших за лучшее слить инициативу и оказаться в Матросской Тишине.

В таких ситуациях возникает необходимость в людях, знающих, как устроен этот черный ящик, — т.е. образованных фундаментально,— что -бы спасти ситуацию в той степени, в которой вообще возможно безболезненно сорвать стоп-кран в летящем к пропасти составе.

3. Особого упоминания заслуживают приемы формирования негативного отношения к настоящему образованию, представленные в этой статье эмоционально насыщенными словосочетаниями: «давать не оторванные от жизни знания… позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции)», «набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но…» и многими другими.

Наверное, не стоит здесь говорить, что унизительно прожить жизнь в этом прекрасном мире и не поинтересоваться, как устроен атом, как горит звезда, как растет дерево, почему дети похожи на родителей, и т.п., даже если это знание не даст тебе куска хлеба с маслом: это, увы, не всякого тронет. Но то, что казавшиеся вчера «оторванными от жизни» знания являются основой всего сегодняшнего прогресса (а стало быть, приносят своим носителям вполне конкретную выгоду),— этот факт настолько очевиден, что должен быть доступен даже «наиболее мотивированной части студентов». На уровне школы также ведется пропаганда, рассчитанная на господ Простаковых: ах, на деньги налогоплательщиков бедных детей учат складывать дроби, когда есть карманный калькулятор!

В результате хорошим тоном считается отвергать любое знание, если уже сегодня не видишь конкретной задачи, к которой его можно непосредственно применить. Это — путь в стойло. Как пишет Фазиль Искандер, «демократия дает человеку возможность расти в любую сторону, но свободный человек в большинстве случаев предпочитает расти в сторону глупости, потому что так ему жить легче». А может быть, всё-таки найдем в себе силы свободно и осознанно расти в сторону ума?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
15 Цепочка комментария
4 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
5 Авторы комментариев
alisa-lebovskiЛ.Л. ГошкаcrohoborМария ЕлифёроваИван Дуденков Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Иван Дуденков
Иван Дуденков

Ваши умозаключения полностью следуют редукционистской логике, поэтому нейдивительна и воспроизводимость — я тоже приходил к подобным выводам, и не удивлюсь, если к подобным выводам придёт неограниченное сверху множество мыслящих людей. А пришедшие к выводам, принципиально несовместимым с этими Вашими выводами, тем самым дадут достаточное основание для сомнений: а мыслящие ли они? Главным в Ваших рассуждениях мне предоставляется, что перевод образования с уровня дисциплин на уровень компетенций соответствует понижению уровня требований к интеллекту на целую ступень (в единицах шкалы IQ — видимо, не менее чем на десяток). Это даже не нивелировка уровня требований вместо отличников по троечникам, это хуже (уровень требований… Подробнее »

Мария Елифёрова
Мария Елифёрова

Интегрированный предмет «естествознание» существовал и в гимназиях царской России (видимо, в них тоже учились умственно отсталые?).
Я как раз за интеграцию, потому что мой опыт показывает, что выпускники школ не в состоянии связать одну сферу знания с другой. Люди, приходящие на филологический факультет, не способны ответить мне, что случилось в Англии в 1640 г.! Практика изолированного преподавания предметов одной области порочна, и с этим нужно что-то делать.
Главное, в том, КАК осуществлять интеграцию — чтобы интеграция не становилась поводом для урезания объёма знаний (иначе действительно получится учебник для умственно отсталых).

crohobor
crohobor

С автором согласен. Снизив уровень, выскажу свое личное мнение, не претендуя ни на что, кроме желания быть услышанным. Спор о названии цели обучения ЗУН или компетенция — бессмысленная схоластика. Пытаться найти слово, охватывающее невероятное разнообразие видов и условий человеческой деятельности, безнадежно. Профессионалу-фигуристу требуется совсем другая поготовка, чем продавцу дамской одежды, водителю самосвала или хирургу. Однако школа должна дать достаточно обширный для выбора специальности и подготовки к ней круг знаний и некоторые умения. Обществе меняется с возрастающей быстротой и нынешнему подростку почти наверняка придется переучиваться. Уже теперь сталкиваешься с жалобами на отставание профессонального образования от требований рынка труда. Выход один –… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Лично мне нравятся высказывания российских ведущих отраслевых специалистов. Например, в журнале АВОК №2 за 2010 год В.И. Ливчак в статье: “О расчете систем отопления, энергосбережении и температуре воздуха в отапливаемых помещениях жилого дома” предлагает: “ Учитывая, что расход тепла на нагрев инфильтрующегося воздуха составляет примерно половину от расчетных теплопотерь, надо сокращать воздухообмен на 4,5 • 2 = 9% или менее чем на 3 м3/ч из расчетных 30 м3/ч на жителя. Особенно аргументация таких специалистов: “Это будет совсем незаметно для человека, тем более что, например, в Германии, далеко не бедной стране, расчетный воздухообмен в квартирах при расчете нагрузки системы отопления в… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

По роду своей деятельности я отношения к научному сообществу не имею. А газету Троицкий вариант стал читать по одной простой причине, что надеялся здесь прочитать что-нибудь путное о тех процессах, которые происходят в нашей жизни. Я ожидал, что, по крайней мере, в этой газете прочитаю серьезный анализ, подготовленный на научной основе текущего состояния нашей жизни. Думал, что узнаю о тенденциях эволюции человечества. Мне расскажут, к какому новому состоянию мы должны прийти. Кроме этого мне расскажут ученые мужи, как и какие ресурсы должны быть задействованы для достижения этой цели и т.д. Но как оказалось, что и здесь, как и везде одни… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Ну, очень уж интересный график привел в своей статье Олег Фиговский. За определенный исторический период времени эволюции человечества накапливались знания. Накопление знаний приводило к изменению технологических укладов. Изменение технологических укладов приводило к изменению модели экономики. Все логично. И вдруг появляются полуграмотные младшие научные сотрудники от экономики, такие как Е.Гайдар и А.Чубайс и проводят шоковую терапию. Внедряют в систему, которая находится между четвертым и пятым технологическими укладами свою модель. Модель экономики первого или второго уклада. И все залихорадило. Вылезло противоречие. Эволюцию вспять не повернуть. Модель экономики не соответствует существующему укладу. Но, если по этногенезу Л.Н. Гумилева этносы могут рождаться и погибать,… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

График в статье Олега Фиговского неполный. На нем бы отложить смутные времена, только тех стран и этносов, которые изобрели первыми прорывные технологии, и перешли на следующий технологический уклад. Я думаю, что в переходный период, при спаде инноваций должен быть пик интенсивности напряжения в социальной сфере. Я думаю, что такой график можно составить и для каждой, отдельной страны, только при сравнении разных стран будет сдвиг по времени и интенсивности напряжения в социосфере. Если предположить, что график получится так, как я предполагаю, тогда можно было бы говорить о самоорганизации. Далее все делают одну системную ошибку. Везде подразумевается принцип, что если не нравится… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Внимательный читатель по поводу моих комментариев наверно задает себе вопрос:”Зачем ему все это надо и какое отношение все это имеет к проблеме образования?” Самое прямое. В последнее время много строится медицинских центров. Современный кардиоцентр с современными инженерными системами у нас ввели в эксплуатацию еще в конце 90 годов прошлого столетия. Проект делали югославы. Проектом были предусмотрены энергосберегающие технологии. Заложенное оборудование до сих пор является одним из самых современных. Все отлично. Были и мелкие недочеты, которые проявились в процессе эксплуатации. Югославы не учли наши климатические условия. За зиму калориферы размораживались до 6-8 раз. Этот недостаток можно было устранить, но денег на… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Мне свое мнение по поводу не только образования прислал высококвалифицированный технический специалист из Питера: Я думаю, что интеллигенция в начале 20 века тоже много дискутировала, а потом пришли г.Троцкий и г.Ульянов с матросами и разогнали Учредительное собрание. Сейчас снова стало модным в СМИ ругать власть. Только ей, власти, это безразлично, собака лает — караван идет. И вправду, недра уже проданы, основные производственные фонды поделены. Правда, нужно еще приватизировать питьевую воду (ну, там Байкал, например) и землю (кстати, в июне 2011 принят закон о том, что «неэффективно используемые» земли с/х назначения муниципалитеты могут конфисковывать и продавать). Кучка шустрых пассионариев, во время… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Если я правильно понимаю, то реформа образования должна приводить к какому-то конкретному результату. К какому конкретному результату может привести наша реформа? Нормальный человек не поступает, как ему вздумается. Он принимает решения в зависимости от той или иной ситуации, в которую попадает. Давайте попробуем попасть в одну такую ситуацию. В 90 годах прошлого столетия я поехал в командировку в Москву. По окончании командировки я решил сделать подарок своим детям. Зашел в один маленький магазин, в котором продавали сладости. В магазине была небольшая очередь. Я занял очередь. Передо мной стояли два человека еврейской национальности. Очередь двигалась медленно. К этим покупателям подошла заведующая… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Лично меня сильно смущает словосочетание “продажа воздуха”, но у меня не хватает знаний и компетенции, чтобы охарактеризовать то, состояние, которое складывается в третьем секторе климатического рынка. Это состояние ни на что не похоже. Другими словами формируется спрос, но пока не понятный на что. Воздух товаром быть не может. Можно предположить, что это услуга. Так ли это? Спрос формируется на параметры микроклимата в помещении и качество воздуха в помещении такое, чтобы организм человека функционировал в зоне оптимума. Кроме этого формируется спрос на профилактику неинфекционных заболеваний, которые возникают из-за низкого качества воздуха. Для того, чтобы оказать соответствующую услугу, необходима нормативная база, но… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Вчера столкнулся с тем, к чему приводят недостаточные знания и компетенции. Раньше на это не обращал внимание. Получили проект системы вентиляции. С формальной стороны к проекту претензий не было, но данный проект был не согласован со строительной частью и дизайн проектом. Реализация этого проекта привела бы к тому, что заказчик при приемке объекта в эксплуатацию, а мы с ним работаем более 10 лет, обязательно бы спросил: ”Что это за порнография?”. Заказчик тут же принял бы решение, что необходимо все переделать. У меня возник вопрос: ”Кто будет переделывать и за счет кого?” Докладываю генподрядчику. Генподрядчик просит, чтобы мы на несущих конструкциях… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Грешным делом, но меня так тянуло за язык пожелать этому ГИПу, чтобы его и его близких лечили и учили точно так же, как он делает проекты. Желать-то нечего, это уже давно наша реальная жизнь и разговоры среди медиком и учителей точно такие же. И когда обсуждается закон о таксистах говорится о извозчиках, а не о безопасности пассажиров. Много говорится о гуманизации уголовного кодекса, а о безопасности законопослушного гражданина даже не вспоминают. Его как бы и нет.В Челябинске разлили бром. МЧС убеждает, что это совешенно безопасно, а как этот бром в стеклянной таре попал в вагон и, как это стало вообще… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Для того, чтобы понять какое образование нам необходимо, нам надо понять к какой цели мы стремимся и куда мы реально двигаемся. С выходом на климатический рынок мы имели трех непрофильных специалистов. Математика по специализации прикладная математика, который отвечал за финансы. Инженера-физика, который отвечал за техническую часть и физика с опытом экспериментальной работы, который отвечал за работу с заказчиками. Очевидно, что недостаток специализированных знаний и отсутствие компетенции вынудило изучать климатический рынок не с точки зрения количества продаж, а с точки зрения квалификационного состава. Результаты превзошли все ожидания. Решение проблем заказчика начинается с проектировщиков. Принцип деятельности элементарно простой: не ведаем, что творим,… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Если уровень знаний и компетенции переформулировать на бытовой уровень, то результат получается очень интересным. Если исходить из того, что человек перед тем, как предпринять те или иные действия исходит из своей психологии, уровня знаний и компетенции. Другими словами начинает работать либо головой (например, забивать гвозди или пробивать лбом стену) или мозгами. Очень похоже, что на первом этапе модернизации России работа идет именно головой. В данном случае можно и подождать, т.к. известно, что из этого ничего не выйдет. Работа головой является самым дешевым методом, т.к. не содержит эксплуатационных затрат, да и капитальные затраты невелики, только на содержание владельца головы. Во втором… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Учитывая, что работа языком далеко не всегда соответствует работе мозгами, что мы получим, если будем избирать губернаторов, т.е. участвовать в конкурсе по оказанию услуг на должности губернатора. Эти выборы полный аналог конкурса на оказание услуг закона 94 ФЗ. При вступлении в должность такой губернатор будет работать головой или мозгами? Получим ли мы аналог мартышки из соседнего зоопарка или действительно высококвалифицированного специалиста, коим и должен быть чиновник, т.е. руководитель. Сейчас по губернаторам можно судить и о самом Президенте, т.е. президент исходя из своей психологии, знаний и компетенции подбирает под себя губернаторов. Это нормально, и при очередных выборах Президента по программе претендентов,… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Ну вот, уже и получил ответ от знакомого высококвалифицированного специалиста по информационным технологиям: «Что думает по этому поводу наука сказать не могу, но системный подход выборов существует, кстати, выработанный веками и в …… купеческой среде. Коль применять логику 94-фз к выборам, то это будет Супер. Нужно только задокументировать, то что наобещал кандидат (партия), т.е. предвыборная программа должна быть неким документом — началом отсчета (проект), а дальше шкала проделанной работы (результат) примерно: выше 75% — молодец, флаг тебе в руки — рули дальше; 50%-75% — хорошо, но готовь новую программу и запроси квотум доверия; 25% — 50% — плохо, осводи место,… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка

Вчера произошло одно примечательное событие. В передаче “Центральное телевидение” высокопоставленному чиновнику из Минтранса был задан вопрос, связанный с крушением самолета ЯК-42 в Ярославле и суть вопроса заключался в том, что видит ли он связь между различными авиакатастрофами за последнее время. Он ответил, что не видит. Моя первая реакция была:”Как не видно? Она очевидна”. Проанализировав ситуацию, я пришел к выводу, что данный чиновник действительно может и не видеть этой связи. Он по образованию инженер-штурман и о безопасности судит как специалист по предмету. Данная связь будет видна, если ее рассматривать с позиций специалиста по проблеме. Поэтому точки зрения на техногенные катастрофы и… Подробнее »

alisa-lebovski
alisa-lebovski

Хотелось бы, чтобы товарищ академик разъяснил такой вопрос. Он известен своими выступлениями против ЕГЭ, Болонской системы и прочих реформ образования. Но при этом сам работает профессором Высшей Школы Экономики (где, кстати, успешно учит студентов, принятых по ЕГЭ). ВШЭ, т.е. организации, являющейся источником или флагманом реформ (причем не только образовательных), а ее ректор Я.Кузьминов — их известным лоббистом и пропагандистом. Получается, что человек вроде как выступает против «зла» и зовет на борьбу других, при этом успешно работая на это «зло» и получая за это немалые деньги (в отличие от зарплат в других вузах). Ну и как относиться к такому человеку?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: