Попробуем сами?

Дирек­тор реги­о­наль­но­го науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го Цен­тра «Логос» (г. Яро­славль), науч­ный сотруд­ник Науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та гипер­ком­плекс­ных систем в гео­мет­рии и физи­ке (НИИ ГСГФ), канд. физ.-мат. наук Сер­гей Кока­рев пред­ла­га­ет свой про­ект по реор­га­ни­за­ции рос­сий­ской нау­ки и рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния. Про­ект пред­ла­га­ет по-ново­му взгля­нуть на все сту­пе­ни систе­мы него­су­дар­ствен­но­го обра­зо­ва­ния. Дан­ный мате­ри­ал явля­ет­ся при­гла­ше­ни­ем к дис­кус­сии на тему, как нам самим «обу­стро­ить Рос­сию».

Луч­ше зажечь одну малень­кую све­чу,
чем клясть тем­но­ту.

Кон­фу­ций

Мне кажет­ся, есть что-то глу­бо­ко непра­виль­ное в том, что стра­ни­цы «Тро­иц­ко­го вари­ан­та» все чаще пре­вра­ща­ют­ся в некро­лог рос­сий­ско­му обра­зо­ва­нию и рос­сий­ской нау­ке. Я вполне согла­сен с тем, что в целом ситу­а­ция с обра­зо­ва­ни­ем и нау­кой по боль­шин­ству разум­ных кри­те­ри­ев без­ра­дост­ная. Одна­ко соби­ра­юсь писать совсем о дру­гом. Я хочу пред­ло­жить сме­нить точ­ку зре­ния на вещи. И может быть, в све­те этой новой точ­ки зре­ния через руи­ны нега­ти­ва удаст­ся раз­гля­деть кон­ту­ры како­го-то буду­ще­го пози­ти­ва.

В СССР госу­дар­ство ста­ви­ло перед нау­кой зада­чи, в осно­ве кото­рых лежа­ла гло­баль­ная цель – постро­е­ние ком­му­низ­ма. Зада­чи неред­ко успеш­но реша­лись, но цель так и не была достиг­ну­та. В совре­мен­ной Рос­сии тоже пери­о­ди­че­ски озву­чи­ва­ют­ся мас­штаб­ные стра­те­ги­че­ские направ­ле­ния раз­ви­тия, свя­зан­ные, кстати,с раз­ви­ти­ем серьез­ной науч­ной инфра­струк­ту­ры. К сожа­ле­нию (а может быть, и к сча­стью!) их акту­аль­ность и воз­мож­ность осу­ществ­ле­ния вызы­ва­ют сомне­ние у боль­шей части насе­ле­ния стра­ны, и в осо­бен­но­сти в кру­гу про­фес­си­о­наль­ных уче­ных. А поче­му, соб­ствен­но, вооб­ще кто-то реша­ет судь­бу рос­сий­ской нау­ки и обра­зо­ва­ния, кро­ме самих уче­ных и пре­по­да­ва­тель­ско­го сооб­ще­ства? Поче­му мы всё ждем, когда нас напра­вят, ска­жут, куда идти, дадут денег и будут под­дер­жи­вать в пути? Может быть, при­шло вре­мя вспом­нить зна­ме­ни­тое пра­ви­ло: спа­се­ние уто­па­ю­щих – дело рук самих уто­па­ю­щих?

Рефор­мы в этих обла­стях, пред­при­ни­ма­е­мые госу­дар­ством, на мой взгляд, обна­ру­жи­ва­ют про­стой и печаль­ный факт: госу­дар­ство НЕ ЗНАЕТ, как орга­ни­зо­вать обра­зо­ва­ние и нау­ку в усло­ви­ях рыноч­ной эко­но­ми­ки. Ситу­а­ция кто в лес, кто по дро­ва со школь­но-вузов­ским обра­зо­ва­ни­ем и реаль­ным спро­сом на науч­ные кад­ры в сфе­ре рос­сий­ской нау­ки и про­из­вод­ства в выс­шей мере дву­смыс­лен­на и, конеч­но, не может про­дол­жать­ся неогра­ни­чен­но дол­го. Шко­ла пока еще (а рефор­ма не за гора­ми!) про­дол­жа­ет учить школь­ни­ков по про­грам­мам совет­ско­го образ­ца, ино­гда даже с углуб­ле­ни­ем. Если не хва­та­ет школь­ной про­грам­мы, есть вари­ан­ты допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния, начи­ная от репе­ти­то­ров и закан­чи­вая спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми цен­тра­ми допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния. Одним из таких цен­тров физи­ко-мате­ма­ти­че­ско­го про­фи­ля (он назы­ва­ет­ся «Логос», www.logos-distant.ru) я руко­во­жу в тече­ние 7 лет в Яро­слав­ле. К нам при­хо­дят очень тол­ко­вые ребя­та, и посту­па­ют они в луч­шие вузы Рос­сии – МФТИ, МГУ, МВТУ им. Бау­ма­на и др. Мы в Цен­тре пре­по­да­ем физи­ку и мате­ма­ти­ку, тре­бу­ем, про­ве­ря­ем, выпус­ка­ем. Затем пре­по­да­ва­те­ли вузов пре­по­да­ют, тре­бу­ют, про­ве­ря­ют, выпус­ка­ют. Но…

Один вопрос: зачем всё это,если на рабо­ту наши моло­дые люди в 95% слу­ча­ев устра­и­ва­ют­ся совсем не по спе­ци­аль­но­сти? Может быть, сфе­ре рос­сий­ско­го биз­не­са и про­из­вод­ства дей­стви­тель­но не нуж­ны гра­мот­ные науч­ные спе­ци­а­ли­сты? По моим све­де­ни­ям, это не так. Как ска­зал Г. К. Честер­тон: «Про­бле­ма не в том, что они не могут най­ти реше­ния, про­бле­ма в том, что они не видят про­бле­му». Недо­ста­ток ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров есть в любой ком­па­нии, он, одна­ко, рас­смат­ри­ва­ет­ся ее руко­вод­ством как вре­мен­ное неудоб­ство, лег­ко реша­е­мое путем объ­яв­ле­ния кон­кур­са и уве­ли­че­ния зар­пла­ты. Вадим Аса­дов, гене­раль­ный спон­сор наше­го Цен­тра, в сво­ей ком­па­нии «Ней­рок» регу­ляр­но про­во­дит отбор пре­тен­ден­тов на высо­ко­опла­чи­ва­е­мую рабо­ту на сты­ке мате­ма­ти­ки, физи­ки и про­грам­ми­ро­ва­ния. По его сло­вам, хоро­шо, когда из 50 пре­тен­ден­тов (все с элит­ным выс­шим образованием),участвующих в кон­кур­се, оста­нут­ся 2–3, а из них через месяц оста­нет­ся один. Таким обра­зом, в обще­стве есть шко­лы и вузы с пока еще высо­ким потен­ци­а­лом, и есть уже сло­жив­ша­я­ся на насто­я­щий момент сфе­ра нау­ко­ем­ко­го биз­не­са и про­из­вод­ства. Поче­му бы не нала­дить их посто­ян­ное эффек­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие? Поче­му бы ини­ци­а­то­ра­ми в этом про­цес­се не высту­пить самим уче­ным и пре­по­да­ва­те­лям пря­мо сей­час? И поче­му бы, нако­нец, нам не вос­поль­зо­вать­ся сво­и­ми демо­кра­ти­че­ски­ми пра­ва­ми и не попро­бо­вать самим обу­стро­ить свои обра­зо­ва­ние и нау­ку, раз госу­дар­ство не зна­ет, как это сде­лать?

То, что него­су­дар­ствен­ное школь­ное про­филь­ное обра­зо­ва­ние дее­спо­соб­но, пока­зы­ва­ет хотя бы при­мер «Логоса». Под­черк­ну, что «Логос» обра­зо­вал­ся в 2003 г. не бла­го­да­ря, а вопре­ки дей­стви­ям госу­дар­ства, кото­рое сов­мест­но с меж­ду­на­род­ным бан­ком рекон­струк­ции и раз­ви­тия (МБРР) зате­я­ло про­ект «Рефор­ма систе­мы обра­зо­ва­ния». В резуль­та­те весь буду­щий кол­лек­тив «Логоса», кото­рый 11 лет рабо­тал с талант­ли­вы­ми школь­ни­ка­ми в реги­оне, ока­зал­ся вне про­фес­сии (об орга­ни­за­ции и рабо­те «Логоса» мож­но про­чи­тать: http://www.vsLux.ru/node/7077). В каче­стве при­ме­ра эффек­тив­но рабо­та­ю­ще­го него­су­дар­ствен­но­го выс­ше­го учеб­но­го заве­де­ния при­ве­ду Неза­ви­си­мый Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, про кото­рый, надеюсь,здесь не нуж­но подроб­но рас­ска­зы­вать.

Осу­ще­стви­ма ли в прин­ци­пе в Рос­сии затея с него­су­дар­ствен­ным науч­ным учре­жде­ни­ем? Поло­жи­тель­ный ответ выте­ка­ет из того фак­та, что я явля­юсь сотруд­ни­ком одно­го тако­го учре­жде­ния – него­су­дар­ствен­но­го Науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та гипер­ком­плекс­ных систем в гео­мет­рии и физи­ке (НИИ ГСГФ),основанного рос­сий­ским пред­при­ни­ма­те­лем Дмит­ри­ем Пав­ло­вым в 2007 г. в г. Фря­зи­но. Инсти­тут име­ет око­ло 20 сотруд­ни­ков, выпус­ка­ет соб­ствен­ный жур­нал, про­во­дит регу­ляр­ные меж­ду­на­род­ные кон­фе­рен­ции, орга­ни­зу­ет шко­лы для сту­ден­тов и аспи­ран­тов и еже­ме­сяч­ный науч­ный семи­нар. Как вид­но из назва­ния, инсти­тут созда­вал­ся под кон­крет­ную общую идею, суть кото­рой сво­дит­ся к раз­ра­бот­ке физи­ко-гео­мет­ри­че­ских тео­рий на осно­ве ком­му­та­тив­но-ассо­ци­а­тив­но­го обоб­ще­ния алгеб­ры ком­плекс­ных и двой­ных чисел и реше­нии свя­зан­ных с этим вспо­мо­га­тель­ных задач. С рабо­той инсти­ту­та и с науч­ны­ми резуль­та­та­ми его сотруд­ни­ков мож­но позна­ко­мить­ся на офи­ци­аль­ных сай­тах www.hyper-complex.ru и www.polynumbers.ru. Рабо­та инсти­ту­та в режи­ме част­но­го финан­си­ро­ва­ния, разу­ме­ет­ся, име­ет свои осо­бен­но­сти – не буду сей­час на них оста­нав­ли­вать­ся.

Почти не сомне­ва­юсь, что сре­ди чита­те­лей най­дут­ся кри­ти­ки (упо­мя­ну­тых мной, а так­же и дру­гих) него­су­дар­ствен­ных про­ек­тов и часть их кри­ти­ки будет вполне заслу­жен­ной. Но ведь не оши­ба­ет­ся тот, кто ниче­го не дела­ет. Зару­чив­шись живы­ми для меня при­ме­ра­ми, пере­хо­жу к сути. О чем мож­но было бы вести речь (или, точ­нее гово­ря, пока пофан­та­зи­ро­вать-в хоро­шем смыс­ле это­го сло­ва), если на вре­мя отвлечь­ся от сло­жив­ших­ся пси­хо­ло­ги­че­ских барье­ров и отло­жить на вре­мя реше­ние неиз­беж­ных мате­ри­аль­ных вопро­сов? Мне кажет­ся, что при­шло вре­мя серьез­но поду­мать о СИСТЕМЕ аль­тер­на­тив­но­го (т.е. него­су­дар­ствен­ных) школь­но­го и вузов­ско­го обра­зо­ва­ния и нау­ки. Здесь я огра­ни­чусь опи­са­ни­ем общей кар­ти­ны, остав­ляя дета­ли (кото­рые, конеч­но, важ­ны!) на даль­ней­шее обсуж­де­ние с заин­те­ре­со­ван­ны­ми кол­ле­га­ми. Важ­ны не отдель­ные цен­тры, а гиб­кая и сла­жен­ная систе­ма, отдель­ные зве­нья кото­рой (школь­ное обра­зо­ва­ние – вузов­ское обра­зо­ва­ние – нау­ка -про­из­вод­ство) рабо­та­ют согла­со­ван­но и ответ­ствен­но друг перед дру­гом.

Вос­поль­зу­ем­ся аббре­ви­а­ту­рой САОН (систе­ма аль­тер­на­тив­но­го обра­зо­ва­ния и нау­ки). Школь­ни­ки полу­ча­ют каче­ствен­ное углуб­лен­ное обра­зо­ва­ние в школь­ном звене, ори­ен­ти­ру­ясь на буду­щую спе­ци­а­ли­за­цию или про­фес­сию, банк дан­ных по кото­рым име­ет­ся в САОН с неко­то­рым упре­жде­ни­ем по вре­ме­ни. Далее эти школь­ни­ки пере­да­ют­ся в соот­вет­ству­ю­щие вузы, где они полу­ча­ют выс­шее про­филь­ное обра­зо­ва­ние, пери­о­ди­че­ски направ­ля­ясь на прак­ти­ку в науч­ные или науч­но-про­из­вод­ствен­ные кол­лек­ти­вы по сво­е­му про­фи­лю. Выпуск­ни­ки вузов полу­ча­ют рабо­ту в этих кол­лек­ти­вах или же во вновь созда­ва­е­мых по соот­вет­ству­ю­ще­му про­фи­лю. Самый важ­ный момент здесь – это рабо­та в тан­де­ме. Как бы хоро­шо ни рабо­тал «Логос» или МФТИ, если нет спро­са на науч­ные или науч­но-инже­нер­ные кад­ры, то систе­ма спе­ци­аль­но­го обра­зо­ва­ния будет функ­ци­о­ни­ро­вать вхо­ло­стую.

Как орга­ни­за­ция САОН долж­на быть него­су­дар­ствен­ной, непо­ли­ти­че­ской, осно­ван­ной по лич­ной ини­ци­а­ти­ве груп­пы заин­те­ре­со­ван­ных лиц, в первую оче­редь, конеч­но, уче­ных и пре­по­да­ва­те­лей, глав­ной целью кото­рой явля­ет­ся орга­ни­за­ция на высо­ком уровне под­го­тов­ки рос­сий­ских науч­ных кад­ров и коор­ди­на­ция их вза­и­мо­дей­ствия с нау­ко­ем­ким про­из­вод­ством и даже актив­ное уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии сфе­ры тако­го про­из­вод­ства. На началь­ном эта­пе нет нуж­ды в орга­ни­за­ции каких-то новых спе­ци­фи­че­ских учре­жде­ний. Доста­точ­но осмот­реть­ся вокруг и поду­мать, что мож­но орга­ни­зо­вать из того, что уже есть и еще рабо­та­ет.

К при­ме­ру, если речь идет о физике,то в каж­дом област­ном цен­тре есть физ.-мат. шко­ла и физ­фак уни­вер­си­те­та. Сужу по «Лого­су»: мы, конеч­но, под­дер­жи­ва­ем связь со «сво­им» уни­вер­си­те­том (ЯрГУ), и часть наших уча­щих­ся попа­да­ет в него. Но боль­шин­ство, имея воз­мож­ность по сво­е­му уров­ню под­го­тов­ки посту­пить в мос­ков­ский вуз, где про­ход­ной балл суще­ствен­но выше, все же едут в Моск­ву. Пото­му, что там боль­ше воз­мож­но­стей для тру­до­устрой­ства, если, конеч­но, не огра­ни­чи­вать­ся выбран­ной спе­ци­аль­но­стью. Зна­чит, мест­ной груп­пе САОН, состо­я­щей из пре­по­да­ва­те­лей физ.-мат. цен­тра и вуза, необ­хо­ди­мо оза­бо­тить­ся вопро­сом вза­и­мо­дей­ствия с рабо­то­да­те­ля­ми в сво­ем реги­оне или даже в дру­гом реги­оне, отку­да потен­ци­аль­ный рабо­то­да­тель может давать заказ на под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов того или ино­го про­фи­ля.

В ЯрГУ, к при­ме­ру, есть целе­вая груп­па по про­фи­лю «радио­тех­ни­ка», кото­рую опла­чи­ва­ет и при­ни­ма­ет Яро­слав­ский радио­за­вод. При­зна­юсь чест­но, что мои попыт­ки орга­ни­зо­вать под­го­тов­ку этой целе­вой груп­пы, начи­ная со шко­лы в «Лого­се», пока не увен­ча­лись успе­хом, но я их не остав­ляю. В иде­а­ле САОН дол­жен иметь пол­ную теку­щую инфор­ма­цию по рабо­то­да­те­лям и коор­ди­ни­ро­вать шко­лу, вуз и рабо­то­да­те­лей в рам­ках сво­их воз­мож­но­стей и пол­но­мо­чий. Сфе­ры коор­ди­на­ции мож­но раз­де­лить либо по географии,либо по зве­ньям САОН,либо по профилям,либо сра­зу по несколь­ким пара­мет­рам, в зави­си­мо­сти от объ­е­ма рабо­ты. Поми­мо пас­сив­ной фор­мы рабо­ты по сбо­ру инфор­ма­ции и зака­зов рабо­то­да­те­лей, в САОН, по-види­мо­му, долж­на быть «актив­ная моз­го­вая груп­па», кото­рая гене­ри­ру­ет соб­ствен­ные идеи по фор­ми­ро­ва­нию новых нау­ко­ем­ких про­ек­тов. Или даже по раз­ви­тию ста­рых, таких, кото­рые бы пред­став­ля­ли потен­ци­аль­ный ком­мер­че­ский инте­рес для биз­не­са и были бы инте­рес­ны­ми для раз­ви­тия соб­ствен­ной науч­ной инфра­струк­ту­ры в Рос­сии.

Чле­ны коор­ди­на­ци­он­но­го цен­тра и «моз­го­вой груп­пы» могут нахо­дить­ся в раз­ных горо­дах или даже стра­нах (совре­мен­ные сред­ства ком­му­ни­ка­ции сни­ма­ют гео­гра­фи­че­ские барье­ры).

Воз­мож­ны и дру­гие виды дея­тель­но­сти САОН: под­го­тов­ка печат­ных науч­ных, науч­но-инфор­ма­ци­он­ных или науч­но-попу­ляр­ных изда­ний, кон­фе­рен­ции и шко­лы, круг­лые сто­лы уче­ных и биз­не­сме­нов и т.д.

Несколь­ко общих слов о финан­со­вой сто­роне идеи. Неза­ви­си­мость САОН от госу­дар­ства, пред­по­ла­га­ет, конеч­но, неза­ви­си­мые источ­ни­ки финан­си­ро­ва­ния, т.е. уча­стие в про­ек­те рос­сий­ско­го биз­не­са. Речь может идти либо о без­воз­мезд­ном меце­нат­стве, либо о спон­сор­ской помо­щи (ска­жем, в обмен на соци­аль­ную рекламу),либо о ком­мер­че­ском вза­и­мо­дей­ствии САОН с биз­нес-струк­ту­ра­ми. Здесь важ­но най­ти живые точ­ки сопри­кос­но­ве­ния науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са, создать атмо­сфе­ру дове­рия и посто­ян­но под­дер­жи­вать ее. По боль­шо­му сче­ту, мы гово­рим не о том, что и сколь­ко могут дать нау­ка и обра­зо­ва­ние биз­не­су и наобо­рот. Мы гово­рим о сов­мест­ных, неза­ви­си­мых от госу­дар­ства уси­ли­ях рос­сий­ско­го обще­ства по сво­е­му само­со­хра­не­нию. Разу­ме­ет­ся, само­со­хра­не­ние долж­но рас­про­стра­нять­ся не толь­ко на интел­лек­ту­аль­ную сфе­ру, но имен­но она сей­час нахо­дит­ся под уда­ра­ми, и имен­но в этой сфе­ре, на мой взгляд, мож­но ожи­дать наи­боль­ше­го пере­се­че­ния раз­лич­ных пози­ций, при­сут­ству­ю­щих в обще­стве.

Если инстинкт само­со­хра­не­ния у нас еще не поте­рян, если биз­не­сме­ны и уче­ные еще не отка­зы­ва­ют­ся пол­но­стью от мыс­ли видеть сво­их детей и вну­ков в обра­зо­ван­ном рос­сий­ском обще­стве с высо­ким уров­нем куль­ту­ры, в кото­ром инте­рес­но жить и в кото­ром каж­дый ощу­ща­ет и при­ни­ма­ет на себя про­фес­си­о­наль­ную ответ­ствен­ность за бла­го­ден­ствие это­го обще­ства, – есть все шан­сы дого­во­рить­ся и начать «спа­се­ние уто­па­ю­щих». Дого­ва­ри­вать­ся надо самим,без помо­щи госу­дар­ства, кото­рое в этой обла­сти обна­ру­жи­ва­ет пока лишь свою бес­по­мощ­ность. Пре­це­ден­ты в исто­рии извест­ны: Роберт Бойль и Аль­фред Нобель успеш­но соче­та­ли биз­нес с науч­ны­ми изыс­ка­ни­я­ми. Совре­мен­ные при­ме­ры про­ек­тов Дмит­рия Зими­на, Вади­ма Аса­до­ва, Дмит­рия Пав­ло­ва и дру­гих пред­при­ни­ма­те­лей, вкла­ды­ва­ю­щих свои сред­ства в обра­зо­ва­ние и нау­ку, все­ля­ют надеж­ду на то, что кон­струк­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие обра­зо­ва­ния, нау­ки и биз­не­са дей­стви­тель­но воз­мож­но. Хотя, конеч­но, диа­лог не обе­ща­ет быть про­стым. Но важ­но – и я хотел бы это еще раз под­черк­нуть – начать самим зани­мать­ся обу­строй­ством необ­хо­ди­мо­го «поля обще­ния» и вопло­ще­ни­ем в жизнь тех пло­дов, кото­рые на нем созре­ют.

В каче­стве бли­жай­ше­го пла­на дей­ствий пред­ла­гаю:

1. Обсуж­де­ние кон­цеп­ции САОН все­ми заин­те­ре­со­ван­ны­ми лица­ми в груп­пе «САОН» в Кон­так­те и на стра­ни­цах этой газе­ты.

2. Фор­ми­ро­ва­ние ини­ци­а­тив­ной груп­пы САОН.

3. Состав­ле­ние инфор­ма­ци­он­но­го пись­ма для пред­ста­ви­те­лей рос­сий­ско­го биз­не­са и орга­ни­за­ция встре­чи с ними.

4. Деталь­ная раз­ра­бот­ка кон­цеп­ции САОН с уче­том обсуж­де­ний и встреч.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *