«Любит – не любит»

Мухи тоже гадают на ромашках

А. Самец мухи питается на цветке не подражающего морфотипа Okiep. В. Самец мухи в позе спаривания на цветке подражающего морфотипа Spring. С. Поведение самцов на цветках разных морфотипов (доля посещений: светло-серый – питание, серый – исследование, черный – спаривание). Морфотипы Garies и Cal не подражают мухам, Nieuw и Spring – подражают. Иллюстрация 2010 by The University of Chicago

Форма цветка некоторых орхидей похожа на самку осы. Самцы садятся на цветки и в попытках совершить это переносят пыльцу. Впрочем, внешнее сходство с самкой не обязательно – иногда достаточно правильного запаха, похожего на феромоны самки. А недавно оказалось, что такой способ опыления освоили не только орхидеи. Южно-африканское растение Gorteria diffusa из семейства сложноцветных (в просторечии ромашка), опыляемая мухами Megapalpus capensis, имеет у основания цветка (точнее, внешних цветков в соцветии) пятна, похожие на мух.

Цветущие весной ромашки образуют большие поляны. В пик цветения на одном растении распускаются 20-60 цветков. Цветки производят пыльцу и очень мало, по сравнению с другими видами, – нектара. При этом ромашки одного вида формируют

14 морфотипов, отличающихся узором у основания лепестков. Наблюдения в природе и опыты в лаборатории показали, что, действительно, самцы пытаются спариваться с цветками (см. рисунок).

Более того, оказалось, что, как и следовало ожидать, поведение самок на цветках разных видов не отличается, а вот поведение самцов зависит от того, похож ли рисунок у основания цветка на муху: чем больше похож, тем более вероятна попытка спариться. Вопрос о том, что похожесть с точки зрения человека может не быть таковой с точки зрения самца мухи и наоборот, оставим в стороне, впрочем, этот же рисунок показывает, что восприятие примерно одинаковое. К тому же подражающие цветки имеют волоски, которые могут служить дополнительными тактильными признаками.

Опыты дали ответ на вопрос о том, зачем это нужно. Оказалось, что, хотя мухи, особенно самки, реже посещают цветы-обманщики, обманутые и разочарованные самцы переносят пыльцу на большее количество других особей растения. Напомним, что на одном растении располагается много цветков и питающиеся мухи облетают их по очереди, относительно редко перелетая на другое растение. А вот обманутый самец проводит меньше времени на обманувшем его цветке, тем самым посещая больше цветков, и потом улетает дальше. Тем самым оказывается, что обман может увеличить репродуктивные шансы растений подражающих морфотипов.

М. Г.

Allan G. Ellis and Steven D. Johnson Floral Mimicry Enhances Pollen Export: The Evolution of Pollination by Sexual Deceit Outside of the Orchidaceae. American Naturalist (2010) 176: E143-E151.