О современных учебниках биологии

Светлана Водовозова, учитель биологии Одинцовской гимназии №13

То, что часы на изучение большинства предметов в школе безбожно режут, вы и без нас знаете. И про то, что один час биологии в неделю — слишком мало, чтобы усвоить положенную программу, тоже сказано много.

Алексей Водовозов, редактор журнала «АВС», врач-токсиколог, медицинский блогер

Сейчас немножко не о том. А об учебниках, по которым этот самый предмет преподают. Для одного из конкурсов, в котором супруга участвовала как учитель биологии, мы прошерстили три основных учебно-методических комплекта (УМК) на наличие «блох». То есть фактических ошибок, несостыковок и откровенных ляпов. Улов получился богатый, хотя на наш секционный стол попал только курс «Человек и его здоровье». Изучались учебники:

1. «Биология. Человек». Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М., Дрофа. 2006 (далее – «Колесов–Маш»).

2. «Биология. 8 класс». А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, М., Вентана-Граф. 2008 (далее – «Драгомилов–Маш»).

3. «Биология. Человек». Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, М., Дрофа. 2007 (далее – «Сонин–Сапин»).

Вот лишь несколько наиболее интересных примеров из нашей коллекции.

Группы крови. Во всех трех учебниках по-прежнему рисуют древнюю схему переливания крови, когда IV (AB) — универсальный реципиент, а I (0) — универсальный донор. Цитирую: «Люди, имеющие IV группу крови, универсальные реципиенты. В их плазме отсутствуют групповые антитела, и поэтому им можно переливать кровь любых групп», Драгомилов-Маш, с. 78.

И ни слова о том, что существует множество других групп крови. Со своими групповыми антигенами и антителами. Только клинически значимых еще как минимум 4 штуки, в том числе очень актуальная по Kell-антигену. И что даже одногруппную кровь переливают только по очень строгим показаниям и только после постановки обязательной биологической пробы. И что по жизненным показаниям, когда уже вообще больше деваться некуда, можно лить либо резус-отрицательную эритроцитарную массу I (0), II (A), III (B), либо плазму IV (AB) (до 500 мл), но никак не цельную кровь.

Ну почему нельзя написать просто: человеку можно переливать кровь только своей группы. Точка. А в тонкостях разберутся потом, когда (и если) это кому-то потребуется в жизни. Сейчас же ученики выходят из школы с принципиально неверной установкой. А потом возникают трения с врачами.

Коленный рефлекс. Колесов-Маш. На рис. 92 (с.225) изображена трехнейронная полисинаптическая дуга коленного рефлекса. В тексте нет пояснений, какие именно нейроны задейству-ются и откуда в дуге присутствует вставочный нейрон. На рисунке обозначено последовательное переключение: чувствительный нейрон — вставочный нейрон — двигательный нейрон.

Собственно коленный рефлекс — классический пример моносинаптического рефлекса, т. е. в последовательности действий «удар молоточком по сухожилию — сокращение мышцы» задействовано только два нейрона. Первый проходит в составе чувствительных волокон бедренного нерва, второй начинается в передних рогах III и IV поясничных сегментов.

А вот по ходу аксона мотонейрона возникает аксонная коллатераль на вставочный тормозной нейрон мышцы-антагониста. То есть вставочный нейрон появляется лишь параллельно основному пути, как обратная связь, а не как переключатель между чувствительным и двигательным нейроном. Впрочем, в двух других учебниках коленный рефлекс вообще не рассматривается.

Соединения костей. В Колесове-Маше и Драгомилове-Маше используется древняя классификация соединения костей: неподвижные, полуподвижные и подвижные (суставы). В Сонине-Сапине уже лучше: непрерывные и прерывные (правда, почему-то о полусуставах-симфизах забыли).

Понятно, что названия — это не то, чтобы совсем принципиально, но почему нельзя использовать современную классификацию, благо ей уже не один десяток лет?

Отростки позвонков. И еще о названиях. Мы никак не можем понять, зачем придумывать какую-то свою, «левую» терминологию? В Дра-гомилове-Маше и Колесове-Маше пишут, что у позвонков есть задний отросток и боковые.

На самом деле: остистый, 2 поперечных, 2 верхних суставных, 2 нижних суставных. И суставные — они как бы совсем не боковые. Ну почему не сказать: остистый, поперечные и суставные? Это ведь даже с логической точки зрения запомнить легче. И соединение позвонков потом проще объяснять. В Сонине-Сапине, между прочим, именно так и делают.

Ребра. С другой стороны, в том же Сонине-Сапине написано, что грудная клетка образована 12 парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной.

На самом-то деле грудная клетка образована 10 истинными ребрами, имеющими костную и хрящевую части, хрящи крепятся к грудине и 2 ложными ребрами, которые имеют только костную часть, которая крепится к позвоночнику, и оканчиваются свободно, не доходя до грудины. О чем написано в двух других учебниках.

Шок. Колесов-Маш: «Если нарушена связь между спинным и головным мозгом, что бывает при повреждении позвоночника, наступает шок. При шоке все рефлексы, центры которых лежат ниже повреждений спинного мозга, пропадают и произвольные движения становятся невозможными».

Почему-то дано очень редкое и практически не используемое в повседневной клинической практике определение спинального шока. И при такой раскладке текст должен звучать так и только так: «Если нарушена связь между спинным и головным мозгом, что бывает при повреждении позвоночника, наступает спинальный шок».

Зачем такой неврологический раритет школьникам — непонятно. Если врач говорит «шок», в 99% случаев он имеет в виду вполне конкретные гемодинамические нарушения (падение артериального давления, централизация кровообращения etc), возникшие по целому ряду причин — кровопотеря, травма, ранение, интоксикация.

Ожоги. Первая помощь при термических ожогах — промыть холодной водой, протереть спиртом или одеколоном. Вот пусть сами себе спирт на ожоги льют изобретатели-рационализаторы в лице авторов УМК Колесов-Маш и Драгомилов-Маш. Во втором учебнике еще марганцовку добавляют. В контексте «протереть марганцовкой». Видимо, сухой.

Ожог нельзя смачивать спиртом, поскольку он обладает двумя неприятными свойствами: вызывать местное раздражение и вытягивать на себя воду. А клетки обожженных тканей и так повреждены и обезвожены. Спирт только усугубит их и без того нелегкое положение.

Правильная первая помощь при ожогах -охладить поврежденный участок кожи под струей холодной воды в течение 15−20 минут, вплоть до потери чувствительности. Затем наложить стерильную повязку. Всё.

Отморожения. Те же два учебника: Первая помощь при отморожениях — растереть мягкой тканью. Вредители. Как есть вредители! Растирание при холодовой травме категорически противопоказано. Оно, как и спирт при ожоге, может усугубить поражение тканей, особенно при глубоком отморожении. А если появились волдыри, то растирание их повредит и сильно повысит риск вторичного инфицирования раны.

Осанка. И снова те же два учебника. Рассказывают о трех якобы существующих степенях нарушения осанки. При первой отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при контроле со стороны человека. При второй затронут мышечный аппарат. При третьей затронут скелет.

Попробуйте назвать хотя бы пару диагностических критериев, позволяющих достоверно отличить первую степень от второй. Потому что мышечный аппарат затронут и при первой стадии. Судя по ее описанию. А при контроле со стороны человека не поддаются исправлению разве что существенные повреждения скелета.

В реальности же нарушения осанки классифицируются по типам — кифотическая, сколиотическая и т. д. А степени, определяемые рентгенологически, с конкретными цифровыми критериями, есть только у искривлений позвоночника, т. е. при вовлечении в патологический процесс костей.

Витамины. Более-менее прилично описаны в Колесове-Маше и Драгомилове-Маше. А вот в Сонине-Сапине — просто песня с припевом.

Во-первых, утверждается, что в настоящее время известно около 80(!) витаминов. На самом деле, по современным канонам, их всего 13: 4 жирорастворимых и 9 водорастворимых (о классификации по растворимости Сонин и Сапин также скромно умалчивают). Есть также десятка полтора «витаминоподобных» веществ. Даже если сюда притянуть за уши всё, что еще можно притянуть, например микроэлементы, то получится чуть больше 40 наименований, что в 2 раза меньше заявленного.

Во-вторых, утверждается, что «многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами» (с.167). C первым утверждением можно согласиться. Витамины действительно могут выступать в качестве коферментов, которые, соединяясь с белками, вместе выполняют ферментные функции.

А вот со вторым согласиться нельзя. Категорически. Среди витаминов НЕТ ферментов. И не может быть в силу законов физиологии и биохимии. Фермент — это сложный белок. Но ни один белок, начиная с простейшего инсулина, нельзя проглотить с сохранением его свойств. Это наш защитный механизм. Любой поступивший в ЖКТ белок разбирается на запчасти, сиречь аминокислоты, они проходят через кишечную стенку в кровь, и лишь потом из этих составляющих строятся наши собственные протеины.

Диабет. В Сонине-Сапине на с. 46:

«Снижение выработки инсулина приводит к тому, что большая часть углеводов выводится из организма с мочой. Это приводит к развитию такого заболевания, как диабет».

Это просто здорово — взять симптом и объявить его причиной заболевания. К тому же представляете себе параметр для анализа: «углеводы в моче»? И в ответе лаборатории: «Обнаружены гликоген, крахмал и целлюлоза». В моче.

Зато ни одного слова о том, что основное звено патогенеза любого диабета — невозможность поступления глюкозы из крови в клетки. Либо нет «ключика"-инсулина, а без него «сахарные» каналы не откроются, как бывает при первом типе диабета, либо инсулина много, но рецепторы клеток «оглохли» и не реагируют на него — при втором типе. И уже отсюда гиперглюкоземия, которая при пересечении определенного порога может сопровождаться и глюкозурией.

Приведенные выше примеры были найдены при беглом пролистывании учебников. В целом, по итогам более внимательного разбора, самым неудачным оказался представитель самого распространенного УМК — Колесов-Маш. В нем масса устаревшей информации, грубые фактические ошибки плюс множество неточностей по мелочам.

И это только три учебника из одного учебного курса одной школьной дисциплины. Представляете себе масштаб проблемы в целом? А мы потом удивляемся, откуда берутся дивные и чудные знания наших граждан об истории и обществе, о цифрах и слогах, о своем организме и здоровье…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , ,

 

3 комментария

  • ОЖОГИ МАРГАНЦОВКОЙ? Да они что, олюлели?
    (Я, между прочим, филолог. Но что такое ожог и что такое марганцовка, знаю. И в теории, и на практике. Случалось рассыпать марганцовку и собирать, потом руки были как у химика из советского производственного романа. Так что — вредительство 100% натуральное).

  • Надежда:

    Замечательный обзор. И про витамины, и про первую помощь, и про группы крови — самое элементарное для общего знания. Я всё думала, почему народ у нас такой неграмотный в биологии человека — так вот чему учат! Ищите ещё! А Минобраз как-то отреагировал?

  • Я микробиолог по специальности. Сейчас занимаюсь репетиторством. Уже давно обратил внимание на то, насколько коряво написаны школьные учебники по биологии. И вправду, неточностей, устаревших данных и фактических ошибок там очень много. Рад, что эта проблема волнует не меня одного. Очень интересный обзор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com