Новая звезда LBV в нашей галактике

Российские астрономы из Государственного астрономического института им. Штернберга и Специальной астрофизической обсерватории РАН открыли очередного представителя самых редких звезд – ярких голубых переменных, или LBV.

Новая звезда LBV в нашей галактике
Кольцевая туманность вокруг новооткрытой LBV. Фото телескопа Spitzer

LBV-звезды (Luminous Blue Variable) – это одни из самых массивных звезд. Их массы могут превышать 100 масс Солнца. Их характеризуют очень сильный звездный ветер и регулярные бурные извержения вещества с поверхности. В результате такого извержения в 1840-х годах самая известная LBV, Эта Киля, потеряла до 10 масс Солнца и стала второй по яркости звездой на небе после Сириуса.

При спектральных наблюдениях звезд с инфракрасными круговыми туманностями, обнаруженных в обзоре Spitzer (24 мкм), была открыта новая LBV-звезда в галактике. Этот обзор тщательно изучил Василий Гварамадзе из ГАИШ. После чего спектры кандидатов сняли на 6-метровом телескопе БТА Сергей Фабрика и Ольга Шолухова из САО РАН. Одна из звезд оказалась истинной LBV. Ей присвоено имя MN112. Спектр MN112 практически идентичен знаменитой LBV-звезде P Лебедя. Поиск в архивах показал, что блеск MN112 в полосе I увеличился на 0,4 звездной величины за последние 17 лет.

Лаборатория физики звезд Сергея Фабрики за последние годы уже отличалась открытием двух LBV, но эти открытия были сделаны в галактике M33, очень удобной для поиска этих звезд из-за того, что эта спиральная галактика расположена к нам «плашмя».

А.П.