Геомагнитное поле спокойное (вместо новогоднего тоста)

Читатели новостных интернет-ресурсов, слушатели радио и зрители телевизионных каналов наверняка привыкли к сообщениям такого рода: по сообщению Росгидромета или обобществленных британских ученых, геомагнитное поле спокойное. У обывателя при этом формируется устойчивый рефлекс, как у собачки Павлова. Раз о спокойствии геомагнитного поля сообщают регулярно в новостях, значит, его беспокойство является опасным симптомом. Однако зададимся вопросами – как быстро могут происходить вариации интенсивности магнитного поля и какова возможная величина этих изменений. Именно на них даются ответы в статье, принятой к печати журналом Earth and Planetary Science Letters.

Геомагнитное поле спокойное (вместо новогоднего тоста)
Изменение виртуального осевого магнитного момента (VADM) во времени (1). Этот параметр рассчитывается исходя из измеренных значений палеоинтенсивности. Красными точками показаны данные из статьи (1) по стоянке «Тимна-30», а зелеными квадратами – данные предшествующих работ по южному Иордану.

Группа авторов из Еврейского университета в Иерусалиме и Калифорнийского университета в Сан-Диего изучила хорошо датированный разрез археологической стоянки «Тимна-30» на юге Израиля, насыщенный отходами древнего металлургического производства. Возраст отложений датировался радиоуглеродным методом, а шлак от плавки медной руды использовался для определения палеоинтенсивности магнитного поля. Результаты показаны на рисунке, из которого видно, что между 910 и 890 годами до н.э. значения интенсивности магнитного поля почти удвоились всего за двадцать лет. Подобный резкий скачок произошел и около 980 года до н.э. Примечательно, что в рассматриваемый период времени не только общий фон интенсивности магнитного поля был высоким (почти в 2 раза выше современного), но и на этом высоком фоне фиксируются резкие флуктуации, с ростом значений до возможно абсолютных максимумов за период существования человека.

Хорошо, что в те времена не существовало ни росгидрометов, ни британских ученых. А нам в качестве новогоднего тоста остается пожелать, чтобы в будущем году геомагнитное поле было единственной причиной, причиняющей нам беспокойство.

Алексей Иванов