Марсоход-долгожитель держит путь к огромному кратеру

Рис. 1.

Официально плановый срок жизни двух марсоходов, Spirit и Opportunity, составлял 90 дней. Прошло более шести лет. Более года назад Максим Борисов писал в ТрВ №3 (от 13 мая 2008, стр. 8), что Марс медленно, но верно добивает долгожителей. А они еще вполне живы! Если Spirit, похоже, основательно застрял и может передавать данные только с одного места, то Opportunity уверенно движется по равнине к новой цели – кратеру Endeavour (попытка) диаметром 20 км. Последний – раз в двадцать больше кратера Виктория, в котором Opportunity провел два года. Треть пути уже пройдена, осталось 12-13 км. Эти кратеры и место, где сейчас находится Opportunity, показаны на снимке с орбиты (фото 1).

На двух снимках (ниже) виден борт кратера, кое-где выступающий над равниной. Детали борта уже получили названия по мотивам путешествия Джеймса Кука на корабле “Endeavour”. Цель, в частности, интересна тем, что, по данным орбитальных аппаратов, в кратере и около него есть глина, которая могла образоваться только при наличии воды.

Дорога сама по себе тоже интересна всякими находками. Например, на снимке (ниже) – самый крупный (60 см) метеорит, найденный марсоходами. Это железно-никелевый метеорит, на следующем снимке с большим увеличением показан участок его поверхности размером 32 х 32 мм (12191). «Палочки» и «треугольники» образовались 4,5 млрд лет назад, когда метеорит остывал. Впоследствии эрозия выявила эти детали.

Теперь желающие могут «распознавать» в этих деталях древние окаменелости неизвестных форм жизни, что уже имело место с метеоритами, найденными на Земле.

Другая находка – слоистый камень со следами расплавленной коры, которая образовалась в момент рождения относительно молодого ударного кратера, расположенного неподалеку.

Наконец, первый смерч (пылевой дьявол), снятый Opportunity 15 июля этого года.

Все снимки принадлежат NASA