На Луну с «частником»

В последние годы начинают появляться различные инициативы, связанные с частным бизнесом в космической области. Некоторые проекты (например, Falcon) на слуху. Некоторые — нет. Крупные частные спонсоры пытаются поддерживать это движение путем проведения конкурсов. На вопросы ТрВ-Наука отвечает руководитель российского проекта «Селеноход» Николай Дзись-Войнаровский.

- Что это за серия конкурсов X Prize? Какова основная цель организаторов X Prize?

— Фонд X Prize проводит множество конкурсов в самых разных областях — космонавтике, автомобилестроении, медицине и др. Цель — стимулировать появление прорывных технологий, т. е. новых, дешевых, доступных широким слоям населения.

Николай Дзись-Войнаровский

- Чем вдохновлялись организаторы X Prize? Есть ли другие примеры таких соревнований?

— Организаторы вдохновлялись примером Раймонда Ортеги, который в 1919 г. учредил приз в 25 тыс. долл. тому, кто первым без посадки перелетит на самолете из Парижа в Нью-Йорк. Приз был выигран в 1925 г. Чарльзом Линдбергом, причем и он, и другие участники потратили на постройку самолетов гораздо большие средства, чем призовой фонд. Однако эта гонка стимулировала развитие авиации, поскольку технологии создания самолетов, способных к длительным перелетам, потом легли в основу гражданских авиалайнеров. Таким образом, приз Орте-ги фактически привел к созданию современной авиации.

- То есть, резюмируя, самое важное, чтобы после конкурсов заработали бизнес-модели, позволяющие частному бизнесу осуществлять недорогие, эффективные коммерческие космические программы или предлагать соответствующие технические решения?

— Тут союз «или» не подходит. В данном конкретном случае бизнес-модель — это и есть во многом техническое решение. Без дешевых способов добраться до Луны коммерческой фирме трудно будет выйти в плюс. Это сформулировано и в правилах конкурса.

- Какие цели ставят перед собой участники? Ведь затраты на участие велики, а победитель будет только один, да и у него, наверное, призовые деньги не окупят затраты?

— Цели разные. Например, команда Frednet не раз заявляла, что хочет проверить, может ли идеология open source использоваться в космонавтике. Другие хотят просто выиграть конкурс (ради интереса, престижа, любви к новым технологиям и т. д.). Кто-то надеется, что даже в случае окончания конкурса у него на руках останутся ценные ноу-хау, которые можно будет применить в других областях. Для некоторых компаний это PR-проект, от которого они ждут известности, а не прибыли.

Наша команда ставит две основные цели:

1) выиграть конкурс (здесь и спортивный интерес, и патриотизм);

2) построить прибыльный бизнес в отрасли, перспективы которой видят пока лишь немногие.

- Какова судьба участников уже прошедших конкурсов X Prize?

— Возьмем, к примеру, конкурс Ansari X Prize. Из 26 участвовавших команд 5 ведут сейчас активную деятельность. Из них 2 (в том числе и победитель) сумели превратить производство суборбитальных кораблей для космического туризма в прибыльный бизнес: у них есть контракты, успешно тестируются опытные корабли и т. д. Судя по всему, одна компания изначально рассматривала участие в конкурсе как хобби, некую побочную активность для души и создания имиджа. Еще две компании упростили конструкцию своих ракет, нашли мелких инвесторов под эти более простые проекты, но пока не дошли до стадии летных испытаний.

Сотрудники Лаборатории инновационных радиосистем Новгородского госуниверсита, разработчики ПО лунохода

Из оставшейся 21 команды о 18 вообще ничего не слышно, а 3 находятся в «спящем» режиме -иногда выступают в СМИ, имеют готовые «бумажные» проекты и готовы заняться «железной» работой сразу после нахождения финансирования.

- Можно ли сравнить такие конкурсы с какой-то другой деятельностью? Например, с гонками «Формулы-1», где бюджеты тоже велики, есть спортивная составляющая и т. п.

— «Формула-1» в первую очередь отличается тем, что каждый год перед участниками стоит одна и та же цель (проехать круги быстрее), а у конкурсов X Prize каждый раз цель разная.

Поэтому каких-то аналогий сразу не вспоминается. Однако такие конкурсы сами по себе являются особым феноменом. Существует множество подобных соревнований по стимулированию прорывных идей, учреждаемых как частными лицами, так и корпорациями, и государством — приз за первую ракету, которая сможет выйти на орбиту Земли, причем ее стоимость не превысит 2 тыс. фунтов стерлингов (N-Prize); приз создателю первого летательного аппарата на мускульной тяге; «Вызовы столетия» под патронажем NASA и др.

Из близких аналогов на ум приходят проблемы Гилберта в математике, хотя Гилберт и не учреждал денежные призы за их решение.

- В презентации проекта «Селеноход» вы апеллируете к патриотической мотивации. Насколько это важно для вашего проекта, и как обстоит дело с этим у других участников?

— Патриотическая составляющая — это залог того, что о проекте будут беспокоиться не только его участники и инвесторы, но и государственные органы, и народ, для которых важна победа

«своей» команды. Впрочем, в конкурсе есть несколько интернациональных команд.

Участники команды: Никита Голиков, Николай Романов, Павел Шаров, Николай Дзись-Войнаровский

- Насколько дорогими будут проекты лунного конкурса?

— Среди команд-участниц самая минимальная оценка сметы — 5 млн долларов, а максимальная — 100 млн.

- В стоимости лунного проекта очень велика составляющая, связанная с запуском. Насколько пуск дороже создания самого аппарата?

Соотношение стоимости пуска к общему бюджету проекта порядка 1:3−1:5. Пуск относительно дешев, потому что для лунной миссии приходится разрабатывать посадочный модуль практически с нуля, что довольно дорого.

- Дорого ли обеспечить связь с аппаратом, управление им уже на Луне?

— Нужно исходить примерно из сумм порядка 200 тыс. долл. в неделю (в основном это стоимость аренды антенн дальней связи). Правда, если создавать собственную специализированную систему связи, то она может получиться сравнительно маломощной и дешевой. В таком случае при благоприятном стечении обстоятельств расходы на поддержание связи будут стремиться к нулю.

- Насколько я понял, основная задача — долететь и высадиться. Есть ли в проекте место и для научной составляющей? Планируете ли вы ставить на «Селено-ход» научные приборы?

— Свободное место под приборы мы планируем продавать. Под «науку» на луноходе зарезервировано порядка 5 кг. Думаю, от желающих не будет отбоя. К нам уже поступило несколько предложений, хотя мы еще находимся только на стадии предварительной проработки.

- Что является для вас задачей-максимум и задачей-минимум в проекте?

— Минимум — выиграть конкурс, а максимум — построить после выигрыша долгосрочный космический бизнес.

Вопросы задавал
Сергей Попов

Фотографии предоставлены командой проекта «Селеноход»

* * *

Технические условия конкурса Google Lunar X Prize

Чтобы выиграть первый приз, команда-участница должна осуществить успешную мягкую посадку своего мобильного робота на поверхность Луны до конца 2012 г. После посадки робот-луноход должен пройти не менее 500 м и отправить на Землю два пакета с данными общим объемом не менее 1 Гб.

Также робот должен нести на себе груз, предоставленный организаторами конкурса, составляющий 1% массы аппарата (но не более 500 г и не менее 200 г).

Необходимы фотографии посадочного модуля, а также вид посадочного модуля на некотором расстоянии. Все фото должны быть достаточно высокого качества, чтобы детали были хорошо различимы, а также были хорошо различимы все логотипы на корпусе лунохода.

Чтобы выиграть второй приз ($ 5 млн), команда должна выполнить те же самые условия, но второй по времени.

Дополнительные призы

Команда может претендовать на дополнительные призы (общей суммой в $ 5 млн) в случае, если ее аппарат:

— переместится не на 500 м, а на 5 км;

— переживет лунную ночь;

— найдет воду на Луне;

— передаст на Землю изображения артефактов — космических аппаратов, прилунившихся во время космической гонки («Аполлон», «Луноход» и др.), и других свидетельств исследования Луны человеком (следов астронавтов, колеи «Лунохода» и т. д.).

Призовой фонд конкурса размером в 30 млн долл. США включает в себя первый приз в размере 20 млн долл. США, второй приз в размере 5 млн .долл. США и премии на сумму 5 млн долл. США. Подробнее см. www.googlelunarxprize.org/lunar/intl/rus

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *