Магеллановы облака

Самые близкие к нам галактики, выходящие из разряда карликовых, – Большое и Малое Магеллановы облака. Первое находится от нас на расстоянии примерно в 160 тысяч световых лет, второе – в 200 тысяч. Облака гравитационно связаны друг с другом, расстояние между ними – около 75 тысяч световых лет. Каждое из Облаков составляет по массе несколько процентов от нашей Галактики, что, учитывая большие размеры последней, отнюдь не мало – миллиарды звезд.

Магеллановы облака

В справочниках Магеллановы облака отнесены к классу нерегулярных галактик. Однако ученые находят свидетельства того, что это деформированные спирали с перемычкой: в частности, видны следы спиральных рукавов. В обеих галактиках гораздо большую долю массы, чем в нашей, составляет газ. В обеих существенно меньше тяжелых элементов, чем в нашей Галактике. Как будто они недоэволюционировали в сравнении с Галактикой, что вполне естественно ввиду их небольшой массы.

Магеллановы облака

Однако сейчас Магеллановы облака наверстывают упущенное: в них идет настолько бурный процесс звездообразования, что некоторые его проявления уникальны для всей Местной группы галактик. Так, в Большом Магеллановом облаке находится самый активный и мощный район звездообразования в Местной группе – туманность Тарантул около звезды 30 Золотой рыбы (NGC 2070). На втором снимке (космический телескоп «Спитцер») – ее общий вид в инфракрасном свете. В центре туманности – ярчайшее в Местной группе скопление молодых звезд R 136 (третий снимок, «Хаббл»). Если переместить «Тарантул» на место нашей туманности Ориона, то комплекс по ночам отбрасывал бы тень, подобно Луне. Есть сравнимые по грандиозности комплексы и в Малом Магеллановом облаке: на пятом снимке («Хаббл») – один из них, NGC 346. В Большом Магеллановом облаке взорвалась ближайшая сверхновая за последние четыре века (1987 год). Там же много сравнительно свежих остатков сверхновых, например LMC N49, что показан на четвертом снимке («Хаббл»).

Магеллановы облака

Причина интенсивного звездообразования в Магеллановых облаках – гравитационное взаимодействие с нашей Галактикой. Благодаря бурному этапу своей жизни Магеллановы облака стали великолепной лабораторией для современной астрономии, где в одном поле зрения телескопа можно наблюдать множество явлений и интересных объектов, например сотни массивных молодых звезд, светящих в тысячи раз ярче Солнца.

Полосу подготовил