О пользе ненужных предметов

Недав­но я про­чла заме­ча­тель­ную кни­гу об извест­ном аме­ри­кан­ском физи­ке, лау­ре­а­те Нобе­лев­ской пре­мии Ричар­де Фей­н­мане «Вы, конеч­но, шути­те, мистер Фей­н­ман!». В кни­ге собра­ны раз­но­об­раз­ные исто­рии из жиз­ни уче­но­го, и уже через несколь­ко десят­ков стра­ниц ста­но­вит­ся понят­но, [ насколь­ко необыч­ным был этот чело­век. Мно­гие кол­ле­ги Фейн-мана отме­ча­ли, что физи­ка была смыс­лом его жиз­ни, одна­ко он так­же нахо­дил вре­мя для почти про­фес­си­о­наль­ной игры на бара­бане, изу­че­ния пор­ту­галь­ско­го и япон­ско­го язы­ков, регу­ляр­но­го посе­ще­ния баров и кази­но, рас­шиф­ров­ки руко­пи­сей майя, уро­ков рисо­ва­ния и мно­го для чего еще. После окон­ча­ния Прин­стон­ско­го уни­вер­си­те­та Фей­н­ман несколь­ко меся­цев рабо­тал в био­ло­ги­че­ской лабо­ра­то­рии в Кали­фор­ний­ском тех­но­ло­ги­че­ском инсти­ту­те.

Это было вре­мя зарож­де­ния той био­ло­гии, кото­рую мы зна­ем теперь, – био­ло­гии, в осно­ве кото­рой лежит изу­че­ние моле­ку­лы ДНК, и бла­го­да­ря сво­е­му крат­ко­му увле­че­нию фага­ми и рибо­со­ма­ми Фей­н­ман смог про­сле­дить за раз­ви­ти­ем самых осно­во­по­ла­га­ю­щих био­ло­ги­че­ских догм. По сло­вам само­го Фей­н­ма­на, погру­же­ние в дру­гую спе­ци­аль­ность помог­ло ему в совер­шен­стве овла­деть тон­ки­ми мани­пу­ля­ци­я­ми паль­цев рук – в част­но­сти, он осво­ил тех­ни­ку откру­чи­ва­ния и закру­чи­ва­ния крыш­ки от тюби­ка зуб­ной пас­ты одной рукой. Но кро­ме это­го моло­дой физик-тео­ре­тик узнал, что суще­ству­ют иные под­хо­ды к изу­че­нию живой при­ро­ды, и на соб­ствен­ном опы­те выяс­нил, какие типич­ные ошиб­ки слу­ча­ет­ся допус­кать при поста­нов­ке экс­пе­ри­мен­тов.

Дума­ет­ся, что под­ход Фей­н­ма­на к осво­е­нию окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти ока­зал­ся бы очень полез­ным для всех, кто решил свя­зать свою жизнь с нау­кой. Я пре­дви­жу, как в этом месте чита­тель воз­му­щен­но хмы­ка­ет и совер­шен­но спра­вед­ли­во воз­ра­жа­ет, что Ричард Фей­н­ман был чело­ве­ком выда­ю­щих­ся спо­соб­но­стей, кото­рых с лих­вой хва­та­ло и на физи­ку, и на био­ло­гию, и на что он там еще осва­и­вал, а, так ска­зать, рядо­во­му иссле­до­ва­те­лю вовсе неза­чем так рас­пы­лять­ся и тра­тить свое вре­мя на заня­тия посто­рон­ни­ми пред­ме­та­ми.

Я не раз стал­ки­ва­лась с такой точ­кой зре­ния в физ-мат­клас­се в шко­ле, а поз­же в уни­вер­си­те­те и в лабо­ра­то­рии. Люди, твер­до решив­шие посту­пать, ска­жем, на мех­мат, испы­ты­ва­ли глу­бо­кое отвра­ще­ние к уро­кам химии, а био­ло­гию так и вовсе пре­зи­ра­ли. Все эти алка­ны, хлор­но­ва­ти­стые кис­ло­ты и цик­лы Креб­са отвле­ка­ли их от глав­ной цели – мате­ма­ти­ки. Уже в послед­них клас­сах шко­лы они начи­на­ли пре­вра­щать­ся в спе­ци­а­ли­стов – тех самых, кото­рые подоб­ны флю­су. К момен­ту защи­ты кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции про­цесс завер­шал­ся, и взгляд этих людей на нау­ку при­об­ре­тал моно­лит­ность, про­бить­ся сквозь кото­рую ста­но­ви­лось чрез­вы­чай­но слож­но.

Конеч­но, труд­но спо­рить с тем про­стым фак­том, что уче­ный дол­жен дос­ко­наль­но раз­би­рать­ся в сво­ей обла­сти, ина­че цена изоб­ре­тен­ным им вело­си­пе­дам будет невы­со­ка. Но наме­рен­но отсе­кая от себя все «посто­рон­нее», чело­век заго­ня­ет себя в жест­кие рам­ки, кото­рые сужа­ют поле его буду­щих поис­ков. Имея толь­ко пла­сти­ко­вое ведер­ко и сово­чек, доволь­но слож­но постро­ить проч­ное зда­ние, но что делать, если в песоч­ни­це дру­гих инстру­мен­тов нет? А ведь вполне может ока­зать­ся, что нуж­ные при­спо­соб­ле­ния есть в сосед­ней песоч­ни­це, где роют­ся, ска­жем, био­ло­ги или аст­ро­но­мы.

В свя­зи со всем выше­ска­зан­ным хочет­ся посе­то­вать на тра­ди­ци­он­ную рос­сий­скую систе­му обра­зо­ва­ния. В наших вузах, конеч­но, уде­ля­ет­ся неко­то­рое вни­ма­ние непро­филь­ным пред­ме­там, но вни­ма­ние настоль­ко фор­маль­ное, что эффект от него зача­стую полу­ча­ет­ся обрат­ный: сту­ден­ты еще боль­ше укреп­ля­ют­ся в мыс­ли, что пред­ме­ты эти им не нуж­ны. А чего же еще ожи­дать, когда сами лек­то­ры с боль­шой неохо­той рас­ска­зы­ва­ют «посто­рон­ним» факуль­те­там о сво­ей нау­ке и зача­стую во вре­мя заче­та не тре­бу­ют даже эле­мен­тар­ных зна­ний?!

Если бы сту­ден­там вме­сто таких скуч­ных лек­ций дава­ли воз­мож­ность попро­бо­вать себя в дале­ких от основ­ной спе­ци­аль­но­сти дис­ци­пли­нах и самим убе­дить­ся, что инте­рес­ные резуль­та­ты мож­но полу­чать неожи­дан­ны­ми и непри­выч­ны­ми мето­да­ми, тогда, воз­мож­но, в буду­щем они смог­ли бы гораз­до пло­до­твор­нее рабо­тать над сво­ей основ­ной темой. Тем более, что сей­час науч­ные дис­ци­пли­ны все боль­ше и боль­ше сли­ва­ют­ся друг с дру­гом, и одал­жи­ва­ние инстру­мен­та­рия у «сосе­дей» ста­но­вит­ся обыч­ной прак­ти­кой.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: