Детектор в чемодане

Один из создателей прибора и его детище (содержимое «чемодана»)

Сотрудниками Института ядерных исследований РАН (г. Троицк Московской обл.) разработан уникальный детектор. Он состоит из 16 кварцевых секций, заполненных жидким органическим сцинтиллятором, и позволяет измерять потоки быстрых нейтронов с высоким разрешением по энергии. При этом детектор вполне компактен, мобилен и удобен в использовании: чувствительная его часть может уместиться в чемодан средних размеров. Высокое энергетическое разрешение (около 15% на энергии 15 МэВ) обеспечивается за счет компенсации нелинейности световыхода органического сцинтиллятора. Уникальность состоит именно в разрешении: до самого последнего времени спектрометры быстрых нейтронов обеспечивали в лучшем случае 40%.

Вид детектора без крышки (содержимое «чемодана»)

Возможности применения прибора достаточно широкие. Детектор позволяет измерить с высокой точностью мощность дозы побочного нейтронного фона, получаемой персоналом и пациентами установок протонной терапии на ускорителях частиц. С его помощью можно измерять потоки быстрых нейтронов на околоземной орбите, рождаемых в солнечных вспышках. Подземные эксперименты фундаментальной физики по поиску редких событий, в которых опасность представляет даже ничтожный нейтронный фон, – еще один потенциальный потребитель такого детектора.

Боевое крещение прототипа детектора в подземной лаборатории Пихасалми (Оулу, Финляндия)

В мае планируются совместные работы по измерению основных характеристик пилотного варианта детектора на прецизионных источниках быстрых нейтронов Национального института стандартов США. Американских коллег этот прибор, а точнее – его потенциальные возможности заинтересовали в первую очередь.

Джонрид Абдурашитов