Открытые данные — открываемый мир

Карта неба в гамма-лучах
Изображение, открывающее данный номер «Троицкого варианта», не заимствовано из просторов Интернета. Это карта неба в гамма-лучах, сделанная на основе открытых данных NASA с гамма-телескопа «Ферми» специально для ТрВ – Борисом Штерном (скачивание и подготовка данных) и Максимом Борисовым (собственно изображение). Следует отметить, что сравнимой по качеству карты на сайте «Ферми» пока нет.

В архиве «Ферми» (http://fermi.gsfc.nasa.gov/) только что (в сентябре) открыты информация о примерно 200 млн частиц (из которых около 20 млн являются «неубиенными» гамма-квантами), энергий от 20 МэВ до сотен ГэВ, зарегистрированных детектором большой площади за первый год работы, масса служебной информации, необходимой для правильной обработки данных, а также отсчеты с детекторов гамма-всплесков, регистрирующих фотоны меньшей энергии. Вся эта информация лежит в открытом доступе, любой человек может скачать ее через Интернет, ни у кого не спрашивая разрешения.

Мы воспользовались этой возможностью и скачали всю базу основного телескопа по фотонам до 2 октября (так что на этой карте есть весьма свежие гамма-кванты). На карте выделяются плоскость Галактики, сравнительно близкие гамма-пульсары, Крабовидная туманность и т.п. От плоскости Галактики вверх и вниз отходят как бы светящиеся лохмотья – это нечто вроде солнечной короны: петли магнитного поля, выходящие из галактического диска, наполненные частицами высоких энергий, – они же видны на радио- и рентгеновских картах неба. Некоторые из этих светящихся лохмотьев могут быть близкими древними оболочками сверхновых. А самое интересное – маленькие пятна вдали от галактической плоскости. Это, в большинстве, так называемые блазары – сверхмассивные черные дыры, испускающие релятивистские струи, направленные прямо на нас. В этих маленьких пятнышках (их больше сотни) на самом деле достаточно много фотонов, чтобы построить хорошие спектры, по которым можно судить о физике происходящих там процессов.

Однако пафос нашей «передовицы» не в красоте картинки и информативности данных, а в их открытости – не только для любования, но и для использования, перепечатки, обучения и т.п. Продолжая эстафету, мы отказываемся от копирайта на эту карту: ее можно перепечатывать и демонстрировать где угодно, не спрашивая разрешения, но указывая источник картинки (ТрВ) и исходных данных (космический телескоп «Ферми»). Чтобы облегчить процесс заимствования, мы положили картинку в исходном виде вот сюда: www.scientific.ru/trv/archive/map100mev.jpg.

Мы убеждены, что за подобным подходом к информации – будущее. К этому ведет развитие коммуникаций, да и сама логика постиндустриального развития. Принципу открытости информации посвящен ряд материалов этого номера.

А как соответствуют этому принципу наши реалии? В предыдущих номерах ТрВ звучало требование полной открытости в отношении обстоятельств аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. На днях появился отчет комиссии Ростехнадзора. Несмотря на жесткую критику отчета в сети, некий шаг в сторону открытости в нем содержится: приводятся факты, которые не были широко известны и которые дополняют картину произошедшего. Шаг пока весьма робкий. Авторы отчета ссылаются на 15 томов документации; вот если все 15 томов будут размещены в открытом доступе – это будет полноценный шаг.

Зато от другого события последних дней повеяло глубоким феодализмом.

Три научных института, два из которых находятся по публикациям и их цитируемости в первой российской двадцатке, не только без обсуждения с учеными, но без уведомления руководства этих институтов переданы в «единый кулак», под начало знаменитого локомотива нанотехнологий Михаила Ковальчука (см. ТрВ, № 34). Тут не только отсутствие открытости, тут вообще крепостным правом попахивает… Впрочем, в президентском указе на эту тему формулировки допускают некий люфт в интерпретации, и в институтах, где уже прошли ученые советы на данную тему, надеются повлиять на процесс формирования центра «Курчатовский институт» так, чтоб не оказаться в положении крепостных. Пожелаем им успеха.