Теоретическая физика – наука с общими методами и единой шкалой ценностей

В Петербурге с 3 по 8 июля 2009 г. прошёл Международ­ный «эйлеровский» симпозиум по теоретической и математической физике. Для докладов и участия в дискуссиях были приглашены наибо­лее известные и активно работающие физики-теоретики и матфизики из Америки, Европы и России, включая многих выдающихся учёных из российской диаспоры.

Среди докладчиков были как ко­рифеи науки, такие как Л.Фаддеев (ПОМИ, С.-Петербург), ЛЛипатов (ПИЯФ, С.-Петербург), Г.Воловик (ИТФ, Москва), М. Цирнбауэр (Университет Кёльна, Германия), П. Фендли (Университет Вирджинии, США), А.Людвиг (Уни­верситет Калифорнии в Санта Барба­ре, США), П. ван Бааль (Университет Лейдена, Голландия), К.Ефетов (Уни­верситет Бохума, Германия), В.Каза­ков (Ecole Normale, Франция), Н.Некрасов (IHES, Франция), В.Крав­цов (Международный центр теоре­тической физики, Триест, Италия), М.Дьяконов (Университет Монпелье, Франция), так и более моло­дые учёные. Всего в симпозиуме приняли участие около 70 человек, в том числе много молодых людей, включая аспирантов и студентов.

Доклады по физике конденсиро­ванного состояния чередовались с докладами по физике высоких энергий и квантовой гравитации, иллюстрируя основную идею симпозиума о том, что теоретическая физика представляет собой единую науку с общими методами и единой шкалой ценностей.

Эта идея, которая была очевид­на полвека назад и которой про­никнут знаменитый курс теорети­ческой физики Ландау и Лифшица, становится менее тривиальной в наше время: значительное расши­рение тематики приводит к раз­биению физиков-теоретиков на отдельные сообщества. В мире ежегодно проходит великое мно­жество тематических конферен­ций, но таких, где бы встречались представители разных специализаций, практически нет. Это предпо­лагает высокий профессионализм участников, позволяющий быстро переключаться с одной темы на другую. Докладчики рассказали об основных достижениях последних лет, о новых методах и идеях и о ключевых проблемах, которые пока не решены. В области физики конденсированного состояния к центральным темам симпозиума можно отнести:

• теории с нетривиальной топо­логией, описывающие дираковские фермионы в графене, поверхно­сти топологических изоляторов, а также системы, предлагаемые для реализации кубитов – элементов квантовых вычислений;
  • теории, описывающие локализационные переходы (металл – изолятор, сверхпроводник – изолятор, квантовый эффект Холла) в неупо­рядоченных системах, статистиче­ские свойства волновых функций и других наблюдаемых;
  • описание электронных систем с помощью коллективных степеней свободы, т.е. на языке квантовой теории поля (в частности, в од­номерных системах – квантовых проволоках).

В области физики высоких энер­гий и математической физики ак­тивно обсуждались:

• соответствия между суперсим­метричными теориями типа Янга – Миллса и теориями квантовой струны, а также точная интегрируемость этих моделей;
  • классические решения (инстантоны) с нетривиальной голономией и их проявления, в частности конфайнмент кварков;
  • различные аспекты квантовой гравитации.

33N-6Симпозиум продемонстрировал, что глубокая взаимосвязь между различными областями теоретической физики по-прежнему сохраняется. Суперсимметрия, сигма-модели, киральные фермионы, дуальное описа­ние, точная интегрируемость, топо­логически нетривиальные теории и конфигурации, конформная инвари­антность, теория случайных матриц – были среди центральных идей в докладах как по физике высоких энергий, так и по физике конден­сированного состояния.

Симпозиум прошел в исключительно творческой, созидательной атмосфере. Было много бурных и интересных дискуссий во время докладов, после них и в перерывах. Участие большого числа учёных мирового класса, представляющих различные области теоретической физики, по­зволило всесторонне обсудить но­вейшие достижения и поставить задачи на будущее.

Тёплая встреча коллег и друзей из российской диаспоры и метропо­лии была немаловажным аспектом симпозиума, как и то, что произо­шло знакомство корифеев с моло­дыми талантами.

Уникальной атмосфере симпози­ума способствовало место его про­ведения – Международный мате­матический институт им. Л.Эйлера в старинном особняке на берегу Малой Невки, специально создан­ный по инициативе Л.Фаддеева для проведения подобных мероприятий. Судя по высказываниям участни­ков, симпозиум прошёл на очень высоком уровне. Мы надеемся про­должить традицию «эйлеровских» симпозиумов в период белых но­чей в Петербурге и организовать следующий в 2011 году.

Симпозиум был поддержан Не­мецким исследовательским обще­ством (DFG), фондом «Династия», Российским фондом фундамен­тальных исследований и Россий­ской академией наук. С програм­мой симпозиума, фотографиями, списком участников и презентаци­ей многих докладов можно ознако­миться на сайте симпозиума pdmi.ras.ru/EIMI/2009/tmp/.

Дмитрий Дьяконов,