Проект БАК должен быть дополнен другими, не менее важными

Физик из Принстонского университета Александр Тельнов, выпускник Новосибирского университета и аспирантуры Калифорнийского университета в г. Беркли [1], комментирует для ТрВ ситуацию с Большим адронным коллайдером:

БАК опять задерживается по техническим причинам (замена и проверка оказавшихся ненадежными узлов в криогенной системе) – теперь, по-видимому, до ноября. Я уверен, что со всеми техническими накладками они со временем справятся. По этому поводу недавно хорошо высказался один из физиков, стоявших в 1970-х у истоков Национальной лаборатории им. Ферми в США: «на БАКе разорвало один магнит – у нас в начале разорвало сотни. И ничего, мы справились!» Важно понимать, что технические проблемы неизбежны, когда речь идет о запуске и настройке уникального и одного из самых технически сложных агрегатов, когда-либо построенных человечеством.

В связи с этим могу поделиться наблюдением: за последнюю пару десятилетий в большинстве развитых стран на верхушке бюрократической лестницы оказалось много людей, не способных рисковать и не дающих рисковать другим. Верх взяла культура, в которой цена «провала» слишком высока. Поэтому бюрократ, чтобы не вылететь с теплого места, боится разрешать что-то, где есть хоть какой-то риск неудачи, пусть даже временной. Из-за всевозможных перестраховок, например, стоимость и время постройки, скажем, мостов или космических кораблей в США возросла раз в 5-10 по сравнению с 1970-ми. Для науки же это значит упор на проекты, где успех «гарантирован» (но как же можно заранее знать про открытие чего-то неизвестного?), и то, что за технические накладки ученых и инженеров неоправданно много ругают.

На самом деле, я в БАКе вижу другую проблему: так получилось, что этот проект оттянул на себя неоправданно большую часть мирового научного сообщества, работающего в физике элементарных частиц. Дело, конечно, не в самом БАКе – это действительно крайне важный для науки эксперимент, – а в том, что многие физики, особенно молодые, ощущают, что финансирующие науку агентства заставляют их идти именно на БАК. А ведь БАК не только ответит на некоторые очень важные вопросы в физике элементарных частиц, но и задаст немало новых, на которые он сам ответить не в состоянии.

Вслед за БАКом со временем должны появиться как минимум супер B-мезонная фабрика и лептонный (e+e – или мюонный) коллайдер на рекордную энергию, иначе построить упорядоченную теорию на основе данных с БАКа вряд ли удастся. Относительно недорого к ним можно добавить супер c-tau фабрику и фотонный коллайдер. Все эти эксперименты позволят нам взглянуть на открытую на БАК «физику за пределами Стандартной модели» под принципиально иным углом, нежели БАК. Очень важны также физика нейтрино и поиск темной материи. Работа над этими новыми экспериментами ведется, но достаточно слабо, по причине как недостатка финансирования, так и недостатка хороших, молодых, перспективных физиков, которые в настоящее время почти все стремятся на БАК.

Много думая об этом, я лично для себя решил, что больший вклад в науку я смогу сделать, перейдя в этом году вовсе не на один из больших экспериментов на БАК, а на какой-то другой эксперимент, который сможет ответить хотя бы на часть вопросов, заданных в следующие несколько лет БАКом.

Примечание:

Интервью с А.Тельновым о его научных исследованиях «Я не потеряю себя для России» см. на странице www.polit.ru/science/2009/06/30/telnov.html