3-D графика позволяет показать красоту математики

3-D графика позволяет показать красоту математики

В начале июля 2009 г. в Математическом институте РАН состоялись юбилейные мероприятия, посвященные 75-летию этого всемирно известного научного центра. В рамках торжеств прошла научная конференция (которая началась в Москве, а закончилась в Санкт-Петербургском филиале МИАН), круглый стол «Математика и общество» (о нем рассказывалось в ТрВ №12 от 23 июня 2009 г.).

Для школьников и широкой общественности был организован, уже во второй раз, «Фестиваль художественной математики», в ходе которого состоялись выступления известного японского популяризатора математики Джина Акияма и автора российского научно-популярного проекта «Математические этюды», н.с. МИАН Николая Андреева. Последний рассказал ТрВ о новом издании проекта на DVD, который с удовольствием разбирали участники юбилейных мероприятий в МИАНе.

Сколько лет вашему проекту?

– Проект идет уже 8 лет, и мы продолжаем работу по разным направлениям. Наша первая и основная деятельность – это создание мультфильмов на разные математические темы. Сейчас делается фильм про Шуховскую башню и всему, что с ней связано, о ее математике, истории и многом другом.

Будет ли мультфильм про Останкинскую башню?

– Нет, пока не планируется. Шуховская башня нас заинтересовала потому, что это – это сплошная математика, ее конструкция имеет форму гиперболоида [1]. Владимир Григорьевич Шухов (18531939) – выдающийся российский инженер, почетный член Российской академии наук.

В чем особенность нового издания проекта на DVD?

– Этот диск, в отличие от предыдущих, включает 40 мультфильмов и 30 миниатюр. С конца предыдущего года нас начал поддерживать Фонд Дмитрия Зимина «Династия», появилась возможность издать новую локальную версию, и новый тираж в 3 тыс. экземпляров уже разошелся. Осенью мы планируем бесплатную рассылку еще 20 тыс. дисков по школам России.

Прилагается ли к DVD брошюра с пояснениями?

– Отдельной книжки нет, но к каждому фильму на DVD прилагается научно-популярный рассказ о том, что люди видят в фильме, а также список литературы, чтобы заинтересовавшиеся школьники могли продолжить изучение этого предмета.

На какую аудиторию направлен проект?

– Наша аудитория очень разная, но в основном это школьники и учителя, хотя математики на научных конференциях с огромным удовольствием берут его себе и своим детям.

Появится ли этот диск в магазинах? Сможет ли человек заказать его себе через, допустим, Озон.ру?

– Локальная версия – образ диска – лежит в открытом доступе на нашем сайте www.etudes.ru в разделе Киноаппаратная. Те, кто не может ее скачать, но очень хочет посмотреть мультфильмы, могут написать

нам письмо. Мы получаем довольно много таких писем и затем бесплатно рассылаем диски.

У вас есть потенциал расширения, родители, которые хотят, чтобы их дети развивались…

– Рынок есть, но нам кажется, что не стоит этот проект переводить на коммерческие рельсы. Первые 6-7 лет мы как-то пытались выжить сами, сейчас нас поддерживает Фонд «Династия», и надеюсь, что, пока мы еще живы и у нас есть идеи, мы будем предоставлять диски бесплатно любому желающему.

Кто придумывает идеи мультфильма?

– Уникальность проекта состоит в том, что в команде «Математические этюды» работают профессионалы в разных областях, которые очень хорошо друг друга понимают. Я представляю Математический институт РАН, Михаил Калиниченко – профессионал по компьютерной 3D-графике из Одессы, Роман Кокшаров – специалист по веб-программированию, веб-дизайну и многим другим вещам.

В нашей команде появляются новые участники. Никита Шавельзон уже начал изготовление моделей, таких же, как у японского популяризатора Джина Акияма, но мы хотим их сделать более глянцевыми, чтобы они могли быть рекламой математического образования.

Те модели, которые есть у Джина, они все-таки в основном могут использоваться только на его лекциях. Его презентации, безусловно, очень интересны, и он их проводит с большим юмором и артистизмом. Мы же хотим расширить эту идею, чтобы человек мог взять модель в руки и что-то понять, узнать новое о математике и, может быть, увлечься этой наукой. Мы хотим создать три вида моделей, а именно: массовые модели из хорошей пластмассы; бизнес-модели, бизнес-сувениры, которые интересно поставить себе на стол; и большие музейные модели, которые мы хотим экспонировать в Музее математики.

Музей математики – это уже реальная вещь или только идея?

– Это пока только идея. Переводчик Дж. Акиямы в ходе его презентации в МИАН – Антон Фонарев – еще один новый член нашей команды! В сентябре у нас, во-первых, появятся новый дизайн сайта и новые технические возможности, во-вторых, у нас будут версии сайта на иностранных языках, а в-третьих, Антон сделал первые успешные разработки, и к концу лета у нас на сайте появятся математические сюжеты для Phoned, чтобы их можно было посмотреть на мобильном, показать друзьям.

Может быть, сделать подобное для обычных мобильных: Nokia, Samsung и т.п.?

– Это мы тоже делаем, но у разных мобильных – разные операционные системы. iPhone обладает намного большими возможностями, поэтому мы начали с него. Но мы готовим сюжеты и для обычных мобильных телефонов.

Не могли бы вы рассказать, как делается мультфильм, кто придумывает сюжет?

– Все сюжеты придумываю я. Как они появляются в голове – это вопрос сложный, зачастую идея вынашивается очень долго, пока не складывается в общий замысел, потом мы начинаем делать мультфильм.

Вы пишете сценарий или же идете от графического образа, говорите художнику: «я хочу вращающиеся колеса у машины»?

– Я пишу сценарий и поясняю, что я хочу в мультфильме увидеть. Затем очень многое привносится в каждый фильм Михаилом Калиниченко. При обсуждении фильма, в начале работы, визуальные образы порой меняются до неузнаваемости, остается лишь основная идея, что хочется донести до ребенка.

Основная идея – это конструкция, механизм или математическая идея?

– Математическая. Механизм – это все-таки техническая возможность завлечь школьников к изучению математики, показать, что математика красива. Основное – это математика. Дж. Акияма пользуется модельками, а наша команда пользуется современной 3D-графикой. Это уже вспомогательная техника, которая, на самом деле, не так важна, это инструмент, который позволяет показать красоту математики.

На круглом столе в МИАНе говорили о связи математики и общества. Как вам кажется, насколько «Математические этюды» могут способствовать такой интеграции?

– Я надеюсь, что в большой степени, потому что одна из целей проекта – не только завлечь школьников, показать им красоту науки, но и рассказать обществу про то, чем занимаются математики. Во многих фильмах мы рассказываем про совсем недавно доказанные математические теоремы. Конечно, не обо всем переднем крае науки можно рассказать обществу и школьнику, но хотя бы о его части – это важная задача сама по себе.

Можно ли увлекательно и популярно рассказать о теореме Ферма?

– На самом деле, есть хороший фильм 1972 г., снятый на студии «Центрнаучфильм» Семеном Липовичем Райтбуртом, – «Математик и черт» по повести А.Порджеса [2].

Он сделан великолепно. Черта играет Александр Кайдановский, математика – Виктор Шестаков. Удивительнейший опыт, который потом почти не повторялся. Это именно игровой фильм, настоящее кино про теорему Ферма. Как математик заключает пари с чертом, черт не смог доказать или опровергнуть теорему Ферма, он отдает все, что обещал, но потом возвращается, потому что он увлекся доказательством. И последние кадры фильма: математик и черт сидят вместе и обсуждают, как же ее можно доказать.

Мы надеемся в скором времени получить право на некоммерческий показ фильмов Райтбурта на наших мероприятиях, а также на их демонстрацию на нашем сайте www.etudes.ru.

Примечания: 3-D графика позволяет показать красоту математики

1. На сайте Фонда «Шуховская башня» (www.shukhov.ru) отмечается, что сооружение башни Шухова (1922) вызывало всеобщий восторг. Алексей Толстой, вдохновленный строительством башни, создал роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1926).

2. С.Л.Райтбурт (род. 1921) – российский режиссер и сценарист. В 1948 г. окончил ВГИК. Работает в научно-популярном кино. Среди фильмов: «На берегу озера Иссык-Куль» (1954; премия международного кинофестиваля в Венеции, 1955), «Развитие рефлекторной деятельности в онтогенезе» (1957; премия Международного кинофестиваля в Венеции), «Секрет НСЕ» (1959; Ломоносовская премия, 1961), «Мозг и машина» (1960), «Каникулы в каменном веке» (1967), «Эффект Кулешова» (1969). Один из ведущих режиссеров, ставящих фильмы по теоретическим и философским проблемам науки: «Что такое теория относительности?» (1964); по собственным сценариям -«Этот правый, левый мир» (1970), «Физика в половине десятого» (1971), «Математик и черт» (1972), «Урок астрономии» (1973), «Кто за стеной?» (1977), «Время жизни» (1979), «Миллиард лет и один час» (1980), «Лестница чувств» (1981) – все восемь вошли в выпуски альманаха «Горизонт». С 1961 г. преподает во ВГИКе. Информация с сайта www.kinoglaz.fr.

Вопросы задавала Наталия Демина

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...