- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

3-D графика позволяет показать красоту математики

В начале июля 2009 г. в Математическом институте РАН состоялись юбилейные мероприятия, посвященные 75-летию этого всемирно известного научного центра. В рамках торжеств прошла научная конференция (которая началась в Москве, а закончилась в Санкт-Петербургском филиале МИАН), круглый стол «Математика и общество» (о нем рассказывалось в ТрВ №12 от 23 июня 2009 г.).

Для школьников и широкой общественности был организован, уже во второй раз, «Фестиваль художественной математики», в ходе которого состоялись выступления известного японского популяризатора математики Джина Акияма и автора российского научно-популярного проекта «Математические этюды», н.с. МИАН Николая Андреева. Последний рассказал ТрВ о новом издании проекта на DVD, который с удовольствием разбирали участники юбилейных мероприятий в МИАНе.

Сколько лет вашему проекту?

— Проект идет уже 8 лет, и мы продолжаем работу по разным направлениям. Наша первая и основная деятельность — это создание мультфильмов на разные математические темы. Сейчас делается фильм про Шуховскую башню и всему, что с ней связано, о ее математике, истории и многом другом.

Будет ли мультфильм про Останкинскую башню?

— Нет, пока не планируется. Шуховская башня нас заинтересовала потому, что это — это сплошная математика, ее конструкция имеет форму гиперболоида [1]. Владимир Григорьевич Шухов (18531939) — выдающийся российский инженер, почетный член Российской академии наук.

В чем особенность нового издания проекта на DVD?

— Этот диск, в отличие от предыдущих, включает 40 мультфильмов и 30 миниатюр. С конца предыдущего года нас начал поддерживать Фонд Дмитрия Зимина «Династия», появилась возможность издать новую локальную версию, и новый тираж в 3 тыс. экземпляров уже разошелся. Осенью мы планируем бесплатную рассылку еще 20 тыс. дисков по школам России.

Прилагается ли к DVD брошюра с пояснениями?

— Отдельной книжки нет, но к каждому фильму на DVD прилагается научно-популярный рассказ о том, что люди видят в фильме, а также список литературы, чтобы заинтересовавшиеся школьники могли продолжить изучение этого предмета.

На какую аудиторию направлен проект?

— Наша аудитория очень разная, но в основном это школьники и учителя, хотя математики на научных конференциях с огромным удовольствием берут его себе и своим детям.

Появится ли этот диск в магазинах? Сможет ли человек заказать его себе через, допустим, Озон.ру?

— Локальная версия — образ диска — лежит в открытом доступе на нашем сайте www.etudes.ru в разделе Киноаппаратная. Те, кто не может ее скачать, но очень хочет посмотреть мультфильмы, могут написать

нам письмо. Мы получаем довольно много таких писем и затем бесплатно рассылаем диски.

У вас есть потенциал расширения, родители, которые хотят, чтобы их дети развивались...

— Рынок есть, но нам кажется, что не стоит этот проект переводить на коммерческие рельсы. Первые 6-7 лет мы как-то пытались выжить сами, сейчас нас поддерживает Фонд «Династия», и надеюсь, что, пока мы еще живы и у нас есть идеи, мы будем предоставлять диски бесплатно любому желающему.

Кто придумывает идеи мультфильма?

— Уникальность проекта состоит в том, что в команде «Математические этюды» работают профессионалы в разных областях, которые очень хорошо друг друга понимают. Я представляю Математический институт РАН, Михаил Калиниченко — профессионал по компьютерной 3D-графике из Одессы, Роман Кокшаров — специалист по веб-программированию, веб-дизайну и многим другим вещам.

В нашей команде появляются новые участники. Никита Шавельзон уже начал изготовление моделей, таких же, как у японского популяризатора Джина Акияма, но мы хотим их сделать более глянцевыми, чтобы они могли быть рекламой математического образования.

Те модели, которые есть у Джина, они все-таки в основном могут использоваться только на его лекциях. Его презентации, безусловно, очень интересны, и он их проводит с большим юмором и артистизмом. Мы же хотим расширить эту идею, чтобы человек мог взять модель в руки и что-то понять, узнать новое о математике и, может быть, увлечься этой наукой. Мы хотим создать три вида моделей, а именно: массовые модели из хорошей пластмассы; бизнес-модели, бизнес-сувениры, которые интересно поставить себе на стол; и большие музейные модели, которые мы хотим экспонировать в Музее математики.

Музей математики — это уже реальная вещь или только идея?

— Это пока только идея. Переводчик Дж. Акиямы в ходе его презентации в МИАН — Антон Фонарев — еще один новый член нашей команды! В сентябре у нас, во-первых, появятся новый дизайн сайта и новые технические возможности, во-вторых, у нас будут версии сайта на иностранных языках, а в-третьих, Антон сделал первые успешные разработки, и к концу лета у нас на сайте появятся математические сюжеты для Phoned, чтобы их можно было посмотреть на мобильном, показать друзьям.

Может быть, сделать подобное для обычных мобильных: Nokia, Samsung и т.п.?

— Это мы тоже делаем, но у разных мобильных — разные операционные системы. iPhone обладает намного большими возможностями, поэтому мы начали с него. Но мы готовим сюжеты и для обычных мобильных телефонов.

Не могли бы вы рассказать, как делается мультфильм, кто придумывает сюжет?

— Все сюжеты придумываю я. Как они появляются в голове — это вопрос сложный, зачастую идея вынашивается очень долго, пока не складывается в общий замысел, потом мы начинаем делать мультфильм.

Вы пишете сценарий или же идете от графического образа, говорите художнику: «я хочу вращающиеся колеса у машины»?

— Я пишу сценарий и поясняю, что я хочу в мультфильме увидеть. Затем очень многое привносится в каждый фильм Михаилом Калиниченко. При обсуждении фильма, в начале работы, визуальные образы порой меняются до неузнаваемости, остается лишь основная идея, что хочется донести до ребенка.

Основная идея — это конструкция, механизм или математическая идея?

— Математическая. Механизм — это все-таки техническая возможность завлечь школьников к изучению математики, показать, что математика красива. Основное — это математика. Дж. Акияма пользуется модельками, а наша команда пользуется современной 3D-графикой. Это уже вспомогательная техника, которая, на самом деле, не так важна, это инструмент, который позволяет показать красоту математики.

На круглом столе в МИАНе говорили о связи математики и общества. Как вам кажется, насколько «Математические этюды» могут способствовать такой интеграции?

— Я надеюсь, что в большой степени, потому что одна из целей проекта — не только завлечь школьников, показать им красоту науки, но и рассказать обществу про то, чем занимаются математики. Во многих фильмах мы рассказываем про совсем недавно доказанные математические теоремы. Конечно, не обо всем переднем крае науки можно рассказать обществу и школьнику, но хотя бы о его части — это важная задача сама по себе.

Можно ли увлекательно и популярно рассказать о теореме Ферма?

— На самом деле, есть хороший фильм 1972 г., снятый на студии «Центрнаучфильм» Семеном Липовичем Райтбуртом, — «Математик и черт» по повести А.Порджеса [2].

Он сделан великолепно. Черта играет Александр Кайдановский, математика — Виктор Шестаков. Удивительнейший опыт, который потом почти не повторялся. Это именно игровой фильм, настоящее кино про теорему Ферма. Как математик заключает пари с чертом, черт не смог доказать или опровергнуть теорему Ферма, он отдает все, что обещал, но потом возвращается, потому что он увлекся доказательством. И последние кадры фильма: математик и черт сидят вместе и обсуждают, как же ее можно доказать.

Мы надеемся в скором времени получить право на некоммерческий показ фильмов Райтбурта на наших мероприятиях, а также на их демонстрацию на нашем сайте www.etudes.ru.

Примечания:

1. На сайте Фонда «Шуховская башня» (www.shukhov.ru) отмечается, что сооружение башни Шухова (1922) вызывало всеобщий восторг. Алексей Толстой, вдохновленный строительством башни, создал роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1926).

2. С.Л.Райтбурт (род. 1921) — российский режиссер и сценарист. В 1948 г. окончил ВГИК. Работает в научно-популярном кино. Среди фильмов: «На берегу озера Иссык-Куль» (1954; премия международного кинофестиваля в Венеции, 1955), «Развитие рефлекторной деятельности в онтогенезе» (1957; премия Международного кинофестиваля в Венеции), «Секрет НСЕ» (1959; Ломоносовская премия, 1961), «Мозг и машина» (1960), «Каникулы в каменном веке» (1967), «Эффект Кулешова» (1969). Один из ведущих режиссеров, ставящих фильмы по теоретическим и философским проблемам науки: «Что такое теория относительности?» (1964); по собственным сценариям -«Этот правый, левый мир» (1970), «Физика в половине десятого» (1971), «Математик и черт» (1972), «Урок астрономии» (1973), «Кто за стеной?» (1977), «Время жизни» (1979), «Миллиард лет и один час» (1980), «Лестница чувств» (1981) — все восемь вошли в выпуски альманаха «Горизонт». С 1961 г. преподает во ВГИКе. Информация с сайта www.kinoglaz.fr.

Вопросы задавала Наталия Демина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи