От лица государства

Контент-анализ обращений А.Фурсенко к российским ученым

Фото с сайта CNews.ru

Все мы знаем, как трудно каждый год писать поздравления по одному и тому же поводу, находя новые слова, новые обороты речи. В этой связи мы решили проанализировать поздравления в адрес российских ученых от имени министра образования и науки Андрея Фурсенко, которые год за годом публикуются накануне 8 февраля. На сайте министерства удалось найти тексты обращений по случаю Дня российской науки 2006, 2007, 2008 и 2009 гг. Оказалось, что самое короткая здравица в адрес российских ученых – в 154 слова и 10 предложений – была написана в 2006 г., а самая длинная – в 272 слова и 15 предложений – в 2009-м.

Наиболее грамматически сложным было поздравление министра 2008 г., и наименее – в 2006 г. При этом поздравление 2006 г. было наиболее, а в 2007 г. – наименее лексически разнообразным. Свои обращения к российским ученым А.Фурсенко начинает фразой «Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днём российской науки!», а заканчивает добрыми пожеланиями, среди которых неизменными остаются пожелания счастья, новых научных открытий и удачи в творческом поиске.

С 2008 г. к ним присоединилось пожелание здоровья. Три года подряд Фурсенко также желал исследователям семейного благополучия и профессионального роста, но в этом году спичрайтеры этих слов писать не стали и пошли более оригинальным путем: помимо удачи и «новых научных открытий» (как будто открытия могут быть старыми) пожелали ученым «озарений». Самым изысканным и многословным в плане пожеланий было, пожалуй, поздравление 2008 г. В нем даже слово «наука» появилось с заглавной буквы.

В каждом из поздравлений обязательно присутствовала фраза о поддержке молодых ученых. Причем если в 2006 и 2007 гг. говорилось о желании увеличить приток молодых талантов в науку через повышение авторитета профессии учёного и его зарплаты, то в 2008 г. об этом уже сообщается как о происходящем явлении: «растет авторитет профессии ученого в обществе, моральная и материальная поддержка его труда, и перед молодежью раскрываются новые возможности для реализации самых смелых исследовательских идей». В поздравлении 2009 г. слова о молодежи обретают новый контекст, здесь речь идет уже не о науке вообще, а о вузовской науке, а именно о создании «достойных условий для молодых исследователей в стенах родных университетов». В каждом из поздравлений министр описывает главные качества российских исследователей. Если суммировать слова Фурсенко, то российский ученый обладает «недюжинным творческим потенциалом», стоит «на страже технического прогресса», определяет «лицо» общества, самоотверженно работает в одной из научно-образовательных организаций страны, он – сподвижник, предан делу науки, а его деятельность является «символом духовной свободы и развития личности».

Стоит отметить, что как в обращении 2008, так и 2006 г. есть фраза «русские ученые». Так, в первом из них отмечается, что «виновниками торжества сегодня являются более 750 тысяч русских ученых…», а в последнем – что «интуиция, работоспособность, талант, профессионализм и ответственность – эти качества всегда отличали русских учёных». В 2009 г. избрана более дипломатичная формула «российские ученые». В обращениях 2006 и 2007 гг. министром использовано местоимение «мы» или производные от него: «нас», «нам», а в 2008 и 2009 гг. предложения стали безличными, без всяких объединяющих «мы». Вместо этого появляются фразы: «государство прилагает все усилия.», «государство продолжит..», «стране нужны.».

В поздравлении 2008 г. обращает на себя внимание слово «наносистемы» (слов с «нано-» нет ни раньше, ни позже), а в тексте 2009 г. естественно видеть слово «кризис». Причем оно использовано в оптимистическом контексте; отмечается, что наука станет ключом к решению всех проблем, что, мол, «несмотря на., у руководства страны есть понимание, что именно наука и инновации позволят России справиться с последствиями кризиса». Впрочем, совпадут ли мысли с делами, можно будет судить не по словам, а лишь на основе практических шагов правительства в научной сфере в 2009 г.

Наталия Демина

В подготовке материала использована программа «Контент-анализ для Windows» (версия 1.6) А.Н.Чуракова.