Мини-интервью с Н. И. Шакурой

Н. И. ШакураН.И. Шакура зав. отделом Релятивистской астрофизики ГАИШ МГУ, доктор физ. — мат. наук.

Скажите пожалуйста, как возникла сама задача о дисковой аккреции?

– Мой диплом, который я защитил под руководством Я. Б. Зельдовича в 1969 году, был посвящен сферической аккреции на нейтронные звезды. Рентгеновские источники уже были известны по данным ракетных экспериментов. Спутник UHURU еще не был запущен. Люди уже обсуждали аккрецию. Аккрецию в двойных. Но никто почему-то не задумывался о дисках при аккреции на компактные объекты. С 1969 по 1972 год я учился в аспирантуре в МГУ. Тогда-то и была рассмотрена задача о дисковой аккреции.

Какие работы повлияли на вас?

– К этому меня в первую очередь побудила переводная брошюра Р. Крафта «Взрывные переменные как двойные звезды». Также я разбирался с работами В.Г.Горбацкого из Ленинграда, которого справедливо считают автором пионерских работ в этой области (хотя они были опубликованы в малочитаемом журнале Ленинградского университета). Кроме того, задача о нестационарной дисковой аккреции в некотором смысле похожа на задачу об эволюции протопланетных дисков. В этом смысле на меня повлияли работы Р. Люста, выполненные под руководством Э. фон Вейцзекера и опубликованные в 50-е годы. Было ясно, что при дисковой аккреции есть проблема с вязкостью, и возникла идея с турбулетной вязкостью. Кстати, я тогда немного завидовал физикам-теоретикам: у них большие красивые формулы…

Вашим научным руководителем был ЯБ. Зельдович?

– Да. Он очень внимательно относился к работе. Мы с ним много ее обсуждали. Он читал рукописи статей, советовал.

Это была ваша первая работа на английском?

– Да, первая. В начале 1972 г. у меня вышла статья в Астрономическом журнале. Потом на русском языке вышел препринт ИПМ (Институт Прикладной математики) нашей работы с Рашидом. В ИПМ было бюро переводов. И две девушки переводили наш текст, а мы проверяли термины и т. п.

— Наверное, если бы статья вышла в советском журнале, она бы не привлекла сразу такое внимание?

— Скорее всего — да.

— 35 лет назад, когда писалась статья, еще не наступила эра мощного компьютерного моделирования в астрофизике. Сейчас и в ближайшем будущем стоит ли ждать основных результатов по аккреции от аналитических расчетов или от численных?

— Дисковые системы могут быть очень сложными, особенно с джетами (прим. — струйными истечениями, перпендикулярными диску). Здесь, пожалуй, ясность должны внести сложные численные расчеты. И уже сейчас появляются интересные работы в этой области.

Беседовал С. Б. Попов

Интервью с РАСюняевым запланировано на следующий номер — 29 апреля 2008 г.