Два письма

Глубокоуважаемый господин Президент!

В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса «Основы православной культуры» (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности десять академиков, среди которых — два Нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс». Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана «Духовно-нравственная культура». Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.

Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.

  1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс «Основы православной культуры»».
  1. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщённости, создавая питательную среду для экстремизма.
  2. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т. д.) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.
  3. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК уже существует специальность «09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином «теология» богословие, то есть дисциплину, в основе которой лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в отличие от России, в других странах – участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а учёные степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением.
  4. В «Письме 227» противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в «обскурантизме и нигилизме», расчистке «дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин», нетерпимом отношении «к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим», их называют «воинствующими атеистами и ненавистниками России». Это не просто показывает уровень полемики – это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.Сбор подписей начат 25 февраля и продолжается. По состоянию на 25 марта, под письмом подписались 1029 докторов и кандидатов наук, к которым присоединились 457 научных сотрудников без степени, аспирантов, студентов, литераторов, врачей, учителей, менеджеров, юристов и т.д. Для того, чтобы подписаться, надо сообщить свои данные (ФИО полностью, город, учреждение, должность, ученую степень, ученое звание, другие регалии, контактную информацию – телефон или адрес электронной почты; звездочками отмечены обязательные данные, без которых подпись не может быть учтена) по электронной почте (opk.letter@gmail.com) или в Живом Журнале (http://opk-letter.livejournal.com/776.html?mode=reply).

Обращение 227 докторов и кандидатов наук к Президенту РФ в связи с введением ученых степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях

Уважаемый Владимир Владимирович!

В условиях все более частого проявления рецидивов воинствующего атеизма в деятельности отдельных чиновников, прежде всего – Минобрнауки России, мы считаем необходимым заявить следующее:

  1. Создание условий для добровольного изучения школьниками религиозной культуры православного христианства, по развитию теологического образования в государственных вузах, иные формы взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в области образования не являются посягательством на конституционные основы Российского государства, на его светский характер, а, напротив, вполне правомерны, обеспечивают полноценную реализацию гражданами России своих культурных прав, закрепленных Конституцией России и международными актами о правах человека. Оппонирующие заявления основаны исключительно на правовом и культурном обскурантизме и нигилизме, делаются людьми, таким образом расчищающими дорогу для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин, либо людьми, нетерпимо относящимися к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим.
  2. Теология – это отдельная отрасль науки, никак не входящая в противоречие с другими науками, как гуманитарными, так и естественными.
  3. Клерикализация системы образования в России – это вульгарно-атеистический миф, идеологический жупел, эксплуатируемый воинствующими атеистами и ненавистниками России.
  4. Полноценное классическое университетское образование в России невозможно построить без надлежащей организации теологических факультетов, которые, в свою очередь, не могут нормально развиваться без введения в государственной системе аттестации научных работников ученых степеней кандидата и доктора теологии. Этого же требуют подписанные Российской Федерацией международные соглашения в рамках Болонского процесса. Ученые степени по теологии вполне обычны для государственных университетов европейских и других стран мира, их введение в России крайне актуально.
  5. Обращаемся к Вам с просьбой добиться, несмотря на яростное сопротивление отдельных идеологически ангажированных чиновников Минобрнауки, скорейшего положительного решения вопросов:

– об официальном введении в российских школах вариативного курса изучения православной религиозной культуры на основе добровольного выбора (для детей из семей других религиозных традиций – альтернативные курсы изучения религиозной культуры ислама, иудаизма и т. д.; для детей из семей неверующих – альтернативный курс нерелигиозной этики);

– о введении в государственной системе аттестации научных работников ученых степеней кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК Минобрнауки создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней с последующей выдачей дипломов государственного образца.

С глубоким уважением и надеждой на Вашу помощь,

227 подписей, из которых две повторены по два раза.

27.11.2007 – 04.02.2008

Опубликовано агентством «Интерфакс» 14 февраля 2008 (http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=documents&id=716)

Приводим сравнительный анализ списков ученых, подписавших эти письма, по области деятельности и месту жительства, оставляя результаты без комментариев.

Распределение по степеням и областям науки

Число подписавшихся

Науки
«Письмо протеста» «Письмо 227»
Докт. Канд. Всего Докт. Канд. Всего
Физико-математические 153 225 378 14 26 40
Биологические 79 176 255 2 3 5
Филологические 8 31 39 15 35 50
Технические 18 46 64 1 2 3
Философские 21 27 48 8 8 16
Химические 15 44 59 0 1 1
Исторические 4 23 27 5 17 22
Педагогические 1 13 14 5 22 27
Юридические 0 6 6 17 18 35
Геолого-минералогические 4 29 33 0 1 1
Экономические 5 18 23 2 3 5
Медицинские 5 13 18 1 1 2
Психологические 4 3 7 6 2 8
Географические 1 5 6 1 1 2
Социологические 3 0 3 0 2 2
Политические 1 2 3 0 1 1
Искусствоведение 2 1 3 0 0 0
Военные 0 1 1 0 2 2
Культурология 0 1 1 0 2 2
Сельскохозяйственные 0 2 2 0 0 0
Архитектура 0 0 0 0 1 1
Ph.D.     39     0
Всего 324 666 1029 77 148

В том числе:
«Письмо протеста»: 13 действительных членов и 6 членов-корреспондентов РАН, 2 действительных члена и 1 член-корреспондент РАО, 1 иностранный член РАСХН. «Письмо 227»: 1 член-корреспондент РАО.

Распределение по городам

«Письмо протеста»

Москва 392
Санкт-Петербург 170
Новосибирск 88
Екатеринбург 37
Иркутск 32
Нижний Новгород 17
Пущино, Московская обл. 16
Владивосток 13
Ижевск 13
Троицк, Московская обл. 12
Воронеж 10
Владивосток 13
Красноярск 13
Ростов-на-Дону 9
Тюмень 8
Казань 6
Нижний Архыз, Карачаево-Черкесская Республика 6
Сыктывкар 6

5 – Барнаул; Волгоград; Дубна, Московская обл.; Нальчик; Омск.

4 – Челябинск.

3 – Гатчина, Ленинградская обл.; Саратов; Ульяновск; Черноголовка, Московская обл.

2 – Борок, Ярославская обл.; Кострома; Краснодар; Магадан; Менделеево, Московская обл.; Пенза; Переславль-Залесский; Петрозаводск; Таганрог; Тверь; Чита; Ярославаль.

1 – Апатиты, Мурманская обл.; Благовещенск, Амурская область; Глазов; Горно-Алтайск; Дзержинский, Московская обл.; Зеленоград; Иваново; Киров; Кольцово, Новосибирская область; Котлас, Архангельская область; Курск; Миасс; Мурманск; Нижний Тагил; Новомосковск; Новый Уренгой; Обнинск; Орел; Пермь; Петропавловск-Камчатский; Протвино, Московская область; Самара; Саранск; Тольятти; Улан-Удэ; Ухта, Республика Коми; Хабаровск; Чебоксары.

Присоединились из городов: Азов; Владимир; Воткинск; Выборг; Железногорск; Жуковский; Калининград; Кировск, Мурманская обл.; Королев, Московская обл.; Красногорск, Московская обл.; Краснотурьинск, Свердловская обл.; Липецк; Набережные Челны; Нижневартовск; Норильск; Ожерелье, Московская обл.; Оренбург; Сергиев Посад; Томск; Тула; Химки, Московская обл.; Череповец; Шадринск; Югорск; Якутск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Письмо 227» (число подписавшихся)

Москва 186
Санкт-Петербург 28
Курск; Ульяновск по 2
Воронеж; Долгопрудный, Московская обл.; Железнодорожный, Московская обл.; Кратово, Московская обл.; Муром, Владимирская обл., Рязань; Химки, Московская обл. по 1

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • elena:

    В школа нет уроков по астрономии, нет уроков труда, недостаточно часов по некоторым другим дисциплинам. Когда, где и как возникла та или иная религия можно обзорно преподавать на уроках истории (кратко). Пусть христиане, магометане, иудеи и представители прочих религий обучают желающих в своих храмах по проверенным и узаконенным программам. Оставьте школу в покое.

    Православная бабушка учащегося внука.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com