Свежие номера газеты ТрВ-Наука

Исследования

Самые яркие магниты Вселенной: реальность или иллюзия?

Я часто ловлю себя на мысли, что астрофизика — преимущественно наблюдательная наука в том смысле, что теории нередко приходится догонять наблюдения, а удачное наблюдение может взбудоражить и перевернуть целую область. Хорошим примером является неожиданное открытие в 2014 году нейтронных звезд в ультраярких рентгеновских источниках, что перевернуло наше представление о том, насколько яркими могут быть нейтронные звезды, а объяснение этого феномена по-прежнему является вызовом теоретикам. Но давайте по порядку.

Наука и общество

Этническое оружие: правда или миф?

После заявлений Минобороны РФ о существовании на Украине американских биолабо­раторий коллеги из федеральных СМИ нашли в зарубежных источниках доказательства обсуждения опасных биологических разработок. Оказывается, ученые Кембриджского университета еще в 2019 году предупреждали мир об угрозе «этнической бомбы». Поделиться своим мнением на этот счет мы попросили завотделом геномной медицины НИИ ЭМ ДГМУ, руководителя направления геномных исследований Института физики ДФИЦ РАН, доцента ДГУ, члена ВОГиС канд. биол. наук Магомеда Раджабова.

Бытие науки

Книга антирекордов «Диссернета»

«Диссернету» пора уже собирать свою собственную книгу антирекордов. 12 апреля 2022 года в ней появилась новая запись: ректором известного вуза назначен ученый, лишенный ученой степени! Мы много уже повидали: когда действующего ректора лишали докторской степени — но оставалась вторая докторская, «про запас»; когда ректора увольняли за плагиат в диссертации, но ученая степень осталась ввиду прошедшего срока давности. Но чтобы человека, уже лишенного единственной профильной степени кандидата наук, назначили ректором — такого мы еще не видели!

Страницы истории

«Гармония мира» Иоганна Кеплера

На третий день после Рождества, в четверг 27 декабря 1571 года, в маленьком городке Вайль-дер-Штадт в герцогстве Вюртембергском, в доме дедушки-градоначальника у главной площади с церковью, фонтаном и статуей императора Карла Пятого, у Генриха и Катарины Кеплер родился сын-первенец Иоганн — через триста лет и ему воздвигнут на площади статую…

Просвещение

Происхождение жизни. От РНК‑мира к белкам

Сейчас будет редкое зрелище. Главный редактор (Борис Штерн) будет пытать своего зама (Михаила Гельфанда), причем главный редактор — в качестве студента, зам — в качестве профессора. Мы начинаем довольно большую серию интервью и статей с довольно простым месседжем: когда плохо вокруг тебя и тебе самому, иногда очень полезно вернуться к основам и освежить систему координат. Поэтому мы будем говорить о таких фундаментальных вещах, как происхождение жизни, ее ценность, Вселенная, экзопланеты, возможность колонизовать другие миры и так далее.

Авторские колонки